Паисий святогорец о воспитании детей бабушками. Старец Паисий Святогорец — О воспитании. Воздержание в брачной жизни

«Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению»

Воздержание в брачной жизни

Бог «сотвори" ося" добра зело» . Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина - к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак.

После падения первозданных некоторые люди могут иметь мирское мудрование на пять процентов, другие - на десять, на тридцать и так далее. Но где сегодня найдешь людей, у которых мирского мудрования было бы только пять процентов, - то есть людей с чистым целомудренным мудрованием! Однако, как бы то ни было, всем людям от Бога дана возможность достичь бесстрастия - если они предпримут любочестный подвиг.

Избрание пути семейной жизни не даёт женатым людям оправдания забывать, что человек - это не одна только плоть, но и дух. Нельзя забывать об этом и оставлять себя [, свою страсть] необузданными . Супруги должны подъять подвиг, чтобы подчинить плоть духу. Если под руководством духовника супруги стараются жить духовно, то постепенно они начнут вкушать и высших радостей - радостей духовных, небесных. К радостям плотским они больше не будут стремиться. Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности. Это происходит потому, что он наследует от родителей плотское мудрование. Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотское мудрование ещё мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за её листья. Но, когда она подрастает, её листья начинают жечь. Так и плотское мудрование - вначале оно может быть исцелено хорошим, имеющим рассуждение духовником. Однако если не отсечь мирское мудрование в молодом возрасте, то, когда станешь взрослым, для этого понадобится подъять немалый подвиг.

Человеческая логика относительно воли Божией о рождении детей

Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие - стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях. Помню одного моряка, который женился, будучи восемнадцати лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо.

Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчёт Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребёнок - и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.

Многие стремятся вступить в брак, не думая о том, что рождение детей и их воспитание в христианском духе должно быть целью [супружеской жизни]. Люди не хотят иметь много детей, чтобы не обременять себя хлопотами, а потом держат в своих квартирах собак и кошек. Мне рассказывали, что сейчас в Америке вместо собак люди держат в домах свинок очень дорогой породы. Эти свинки остаются маленькими, не вырастают. Их специально вывели такими, чтобы можно было держать их в квартирах. Люди не хотят заводить детей, потому что им хлопотно мыть их, ухаживать за ними. А поросят они что - не моют? Собака, ладно, - она, по крайней мере, сторож. Но держать в доме свинью! Страшное дело! Будучи в Австралии , я видел «дом престарелых» для собак и кошек. Там было даже кладбище для животных! Все идёт к тому, что люди будут разводить мышей и закатывать их в консервы, чтобы кормить кошек, а зайцев и кроликов будут разводить и закатывать в консервные банки, чтобы кормить собак! А в это самое время другие люди будут умирать от голода И погляди: если кто-то убьёт собаку, не исключено, что он заплатит за это денег больше, чем если бы убил человека (конечно, зависит и от того, кому этот пёс принадлежал). До чего же мы дошли!.. Человек в наши дни стоит дешевле, чем собака.

Я удивляюсь тому, что говорят некоторые духовники. Как-то раз ко мне в каливу пришли паломники и спросили меня: «Геронда, разве Святой Иоанн Златоуст где-то пишет, что супруги не должны рожать детей?» - «Что же вы такое городите? - удивился я. - Где вы такое услышали?» - «Да вот, - говорят, - отец такой-то нам сказал». Встретив этого отца, я спросил у него: «Ты что, правда такое сказал?» - «Да», - ответил он. «Где же ты такое вычитал?» - «Святой Иоанн Златоуст говорит об этом в своём Слове о девстве», - ответил он мне. «Слушай-ка, - говорю я ему. - Я у Святого Иоанна Златоуста такого не читал, но Святой таких вещей говорить не может. Он имеет в виду что-то другое. Принеси книжку, чтобы я посмотрел, что там написано». Приносит он книгу и показывает место. Начинаю читать и вижу, что Святой пишет следующее: «Сейчас люди умножились и возможность жить в девстве у вас тоже есть: это не как раньше, когда люди должны были оставлять после себя потомков» . То есть Святой не говорит «не рожайте детей». Но этот батюшка настаивал на своём. Священник, имеющий богословское образование, а несёт такую чушь! Ему хочется представить себя начитанным, показать, что он - исследователь богословского наследия Иоанна Златоуста, чтобы люди считали его хорошим духовником. Знаете, какой вред наносят такие извращённые толкования людям, которые хотят успокоить свои помыслы?

Для многих людей, живущих по-мирски, семья сегодня лишена смысла. Поэтому такие люди не вступают в брак, или же, вступив в него, избегают деторождения, либо убивают детей абортами и таким образом сами истребляют свой род. То есть не Бог уничтожает людей - люди уничтожают себя сами. Тогда как люди верующие, соблюдающие заповеди Божии, приемлют Божественную Благодать, поскольку Бог, если можно так выразиться, обязан помогать им в трудные годы, которые мы переживаем. Мы видим христиан, имеющих семьи, и воспитывающих своих детей в страхе Божием сколько бы детей Он им ни дал. И все дети [таких родителей] уравновешенны, радостны. Эти дети - благословение Божие.

Они вырастают хорошими, старательными людьми. Мы вот всё говорим: «Что же будет с миром?» - но одновременно видим, как Благодатью Божией сейчас набирает силу, подрастает доброе поколение. Диавол старается всё разрушить, но и Благий Бог тоже трудится. Он не допустит того, чтобы наш народ исчез с лица земли.

Трудности в деторождении

Геронда, если неправославная женщина бездетна, то допустимо ли, если она попросит, дать ей в благословение поясок, который мы крестообразно прикладываем к святым мощам преподобного Арсения Каппадокийского?

А верит ли она в силу Святого или же хочет получить помощь магическим способом? Если верит, то носить такой поясок ей можно.

Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы . Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его ещё, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны, потому что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых - в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов.

Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребёнка сразу, как только поженятся. А если рождение ребёнка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребёнка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребёнка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу? У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым.

Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который был для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди.

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, "да будет воля Твоя”» . В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?

Супружеское бесплодие

Геронда, к нам обратилась одна супружеская пара. И он, и она имеют скрытый симптом талассемии (заболевания крови). Эти люди спросили нас, следует ли им заводить детей. Мы предложили посоветоваться с их духовником.

Духовники не могут запретить таким супружеским парам заводить детей. Духовные наставники должны возделывать в таких супругах доброту, чтобы они прикладывали старание к воздержанию. И с рассуждением духовники должны оказывать им снисхождение.

Геронда, есть супружеские пары, которые, живя очень духовно и желая завести ребёнка, не могут этого сделать.

Многим людям Бог не даёт детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению. Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он по-своему помогал им духовно. Суды Божии - это бездна.

А в других случаях Бог не даёт супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку. Я был знаком с одним добрым христианином, адвокатом. Оказавшись однажды в городе, где он жил, я посетил его дом, он очень радушно принял меня, и я остался у него на денек погостить. Я познакомился и с его супругой. Она была похожа добродетелями на своего мужа. От неё я узнал, какую духовную жизнь ведет ее муж, а от него - о том, в каком духовном состоянии находится жена.

Впоследствии я узнал об этих людях от других христиан, знавших их и принимавших от них различные благодеяния. Этот человек Божий честно занимался адвокатской практикой. Видя, что подсудимый был действительно мошенником, он не только не брался его защищать, но и строго обличал, дабы привести его в чувство. Видя, что человек виноват, но у него есть покаяние, он пытался уладить его дело или старался, чтобы ему вынесли более мягкий приговор. Видя, что несправедливое обвинение падает на какого-нибудь бедняка, он совершенно безвозмездно вставал на его защиту и старался оправдать несчастного на суде. Этот человек жил очень просто, поэтому тех немногих денег, которые он зарабатывал, ему хватало на жизнь, и ещё на то, чтобы помогать бедным семьям. Дом этого верующего адвоката был настоящим духовным оазисом среди [духовной] Сахары города, где он жил. Там собирались страждущие, бедные, безработные люди, приходили те, у кого были проблемы в семье. И всем этим несчастным он приходил на помощь, поддерживал их как добрый отец. У этого человека были знакомые, занимавшие ответственные должности. Они любили и ценили его, и поэтому, когда он звонил своим высокопоставленным знакомым, чтобы помочь бедняку в каком-то деле или в болезни, никто ему не отказывал. Таким же образом трудилась и его жена Она помогала бедным детям или молодым людям, которые не находили средств на учёбу. Она была им как родная мать. Однако в разговоре со мной у этой женщины случайно прорвалось: «До замужества, отче, я преподавала в старших классах. Сразу же после свадьбы я ушла с работы, потому что решила стать хорошей матерью. Я просила у Христа, чтобы Он дал мне много - пусть даже двадцать - детей, но, к несчастью, Он не дал ни одного». Тогда я ей ответил: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твоё благое произволение. И Он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади даже всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни». Помимо всего прочего, эти люди удочерили одну девушку, на имя которой записали все своё имущество. Приёмная дочь ухаживала за ними в старости и, похоронив их, ушла в монастырь. Но ведь и дом этих людей был всё равно что монастырь! Там совершались все церковные службы. На вечерне и на повечерии вместе с ними молились и другие братья и сестры во Христе, а полунощницу и утреню они читали втроём. Эти благословенные люди помогали многим страждущим. Да упокоит Бог и их души.

Поэтому я и говорю, что самый лучший и самый многодетный отец - это человек, который, возродившись духовно, помогает духовному возрождению детей всего мира, для того чтобы они обеспечили будущее своих душ в Раю.

Геронда, некоторые супруги, страдающие от бесплодия, думают об усыновлении малыша.

Да, таким людям лучше усыновить ребёнка, им не нужно [эгоистично] упорствовать в желании родить собственное дитя. Желание человека и воля Божия - это не всегда одно и то же.

Геронда, должны ли приёмные родители по достижении ребёнком определённого возраста сказать ему, что он был ими усыновлён?

Лучше, когда ребёнок подрастёт, сказать ему об этом. Но главное - чтобы приёмные родители любили ребёнка сильно и правильно. Есть дети, которые любят чужих людей больше, чем родных отца и мать, потому что у их родителей нет любви.

Многодетные семьи

Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития - при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребёнок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг дpyгy и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом.

Поэтому если в семье есть только один или два ребёнка, то родителям необходимо быть очень внимательными к тому, как они их растят. Обычно [в таких немногодетных семьях] родители стараются, чтобы дети ни в чём не нуждались. Такие дети имеют всё, что ни пожелают, и таким образом вырастают совершенно ни к чему не приспособленными. Возьмём, к примеру, девушку - единственного ребёнка богатых родителей. У неё есть горничная, которая в свое время накроет ей стол, приберётся у неё в комнате и сделает всю необходимую работу по дому. Горничная получает за свою работу деньги, но одновременно она совершенствуется [в добродетели], потому что приносит пользу другим. Тогда как девушка, которую она обслуживает, не обучаясь никакой жертвенности, остается «пеньком», невозделанным человеком. Я советую юношам жениться на девушках из многодетных семей, потому что дети, которые растут в нужде, привыкают жертвовать, всегда думают, как помочь родителям. С детьми, которые растут катаясь как сыр в масле, такое случается редко.

Однако не только дети, но и родители в многодетных семьях имеют богатое сердце. Помню, как во время оккупации в одном из соседских домов малыш остался круглым сиротой. Один бедняк - глава семьи, в которой было десять детей, - пожалел несчастного сиротку, взял его в свой дом и вырастил вместе со своими родными детьми. И знаете, какие благословения подавал впоследствии этому человеку Бог! Да разве Бог может оставить без помощи человека, имеющего такое доброе сердце?

Человек, у которого много детей, может вначале сталкиваться с трудностями. Но Бог такого человека не оставит. Расскажу вам об одном случае. Как-то раз глава семьи, в которой было шесть детей, попросил меня помолиться о том, чтобы Бог умягчил [сердца] людей, у которых он снимал дом, и они не выгоняли его на улицу. К несчастью, многие хозяева, сдающие дома семьям из двух людей и пяти собак или кошек, гадящих и в доме и вокруг него, не хотят сдавать его многодетным семьям, боясь, что дети якобы что-нибудь испортят в их доме. И вот этот несчастный многодетный отец просто выбился из сил: один хозяин выгонял его из дома, другой вообще отказывался сдавать жильё, и он был вынужден мыкаться с детьми и вещами из дома в дом. Чтобы прокормить семью, этот человек работал не покладая рук. Он и с хозяевами не торговался из-за квартплаты - ему было бы достаточно, чтобы хозяева просто разрешили ему прожить в доме несколько лет, отдохнуть от постоянных переездов. Когда я это услышал, мне стало за него больно. «Не расстраивайся, - сказал я ему. - Бог имеет попечение и о твоих детях. Ведь Он - Творец, Который даёт детям главное - душу, тогда как ты со своей супругой как сотворцы Бога даёте им тело. Следовательно, Бог заботится о ваших детях больше, чем вы сами». Не успело пройти два-три месяца, как этот человек, радостный, снова пришёл ко мне и сказал: «Слава Богу, Бог подарил мне дом, и денег у меня ещё остаётся много». Я спросил его, что произошло, и он рассказал следующее: «Возвращаясь в своё село, я сидел на остановке в ожидании автобуса. Ко мне подошёл разносчик лотерейных билетов и предложил купить билет. Я, будучи христианином, лотерейных билетов не покупаю, придерживаюсь этого как принципа. Поэтому я отказался. Однако, увидев, что он уходит, я подумал о том, что, может быть, этот человек сильно нуждается. Поэтому я снова подозвал его и достал деньги, чтобы заплатить за один лотерейный билет, но самого билета при этом не брать. Однако продавец был человеком любочестным и брать деньги просто так не захотел. Тогда я тоже расстроился и, желая ему помочь, сказал: «Ну, ладно, дай один билетик, может быть, он мне понадобится». - «Пусть этот человек немного порадуется, - подумалось мне, - ну а я, нарушив свой “типикон”, пусть и расстроюсь немного - не страшно». И вот купленный мной лотерейный билет оказался счастливым. Я выиграл большую сумму денег, купил дом, и, кроме того, у меня остались деньги, чтобы вырастить детей. А узнав, где живёт продавец лотерейных билетов, я незаметно пошёл к нему домой и оставил у него в почтовом ящике конверт со значительной суммой денег. Я знал, что если бы я дал ему эти деньги в руки, то он бы их не принял». Удивительное дело, как действует в любочестных людях любовь Божия!

Страшный грех абортов

Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей, забеременела и сейчас уже на третьем месяце, Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведётся с ней.

Если она сделает аборт, то расплачиваться за него будут её другие дети - болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться на счёт его загробной участи. У родителей оставались другие - крепкие - дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по англиям да по америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.

Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов , от которых умирает 200 тысяч женщин.

Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведет к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю [чтобы они не падали в цене]. А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом.

Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт - это страшный грех. Аборт - это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно - я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность - одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, - это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты?

Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились - чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи - со своей стороны - должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали её в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак...

Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ - для того чтобы его воспитать.

Страница 1

  1. «Когда дети говорят со взрослыми с бесстыдством, они отдаляют от себя Божию благодать. А когда благодать отходит, появляются бесы, и дети озлобляются, распоясываются. И наоборот, с благоговейными, почтительными детьми, которые слушаются родителей, учителей, взрослых, постоянно пребывают Божие благословение и благодать».
  2. «К маленьким бунтарям и хулиганам благодать не приближается, она дается духовно ревностным, рассудительным, благочестивым детям. Покорных, благоговейных детей видно сразу, у них сияющий взгляд. И чем больше они проявляют уважения к родителям и другим взрослым, тем большая им дается благодать. А чем разболтанней и своевольней ребенок, тем дальше от него отходит Божия благодать».
  3. «Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни».
  4. «Родители должны вверять своих детей Богу. Бог дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».
  5. «Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями».
  6. «Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своём доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером».
  7. «За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идёт по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. И вот мы видим, как некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди — в какой-то момент резко поворачивают к добру».
  8. «Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым».
  9. «Дети "снимают копию" со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую "кассету". Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям».
  10. «В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребёнок, даже если он вдруг убежит из дома, всё равно вернётся домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?».
  11. «Насколько можно, родителям надо избегать телесных наказаний. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу — для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности».

1. Воспитание ребенка начинается с беременности. Если мать молиться и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается, т. е. состояние матери отражается на состоянии ребенка.

2.Обязательное кормление грудью чем дольше - тем лучше. Это не только здоровье, но и любовь, нежность, утешение, безопасность. Такие дети становятся людьми с сильным характером. Мать которая не хочет кормить грудью передает ребенку «микробы» безделья и праздности и сама подвергается опасности тяжких заболеваний, в т. ч. Рак груди. Привычка к бутылке с молоком приводит к алкоголизму, чтоб заглушить душевную тревогу детства. Вырастая без нежности матери, дети не могут передать ее своим детям.

3. Семья распадается, если мать не хочет сидеть дома с детьми и идет зарабатывать деньги, не довольствуясь зарплатой мужа. Дети вырастают душевнобольными. Иногда мать теряет не только детей, но и мужа, т. к. семья теряет свой действительный смысл. Совет старца: жить проще, выбирать работу на дому или такую, чтоб можно было заниматься воспитанием детей, а не поручать нянькам.

4. Не заниматься скрупулезно и схоластично домашним хозяйством, забывая о воспитании детей в молитве. Говорить им о Христе, читать жития святых и самой не забывать о молитве, иначе не смогут осветиться дети. При большой занятости творить Иисусову молитву, Большое значение имеет благоговение матери. Если у нее есть смирение, страх Божий, то в доме все идет как нужно. Родители должны оказывать духовную помощь детям. У маленьких детей – маленькие недостатки и их легко отсечь: (Пример молодой и старой испорченной картошки). Даже, если, подрастая, они немного собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя, т. к. страх Божий и благоговение привитое с детства никогда не могут исчезнуть. В переходном возрасте не пытаться «сломать» детей, а вверить их на попечение Богу: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам». Не надеяться только на свои силы, хотя обязаны помочь детям дать образование и вывести на самостоятельный путь. В том, что превосходит родительские силы, обязан помочь Бог! В наши дни иссякло доверие детей к родителям, а родителей к Богу. Хотят все устроить без Бога, хотя и считаются верующими, но мучаются эгоистичной тревогой, до тех пор, пока не делаются больными.

Духовное возрождение детей – цель воспитания. Если человек не возродится духовно, его ждет адская мука. Духовно возрожденный человек полезен обществу в любой сфере занятости(в Церкви, органах власти). В духовном возрождении детей родителям должны помогать учителя поэтому Церковь молится о родителях и учителях. Особая роль духовных отцов, помощь которых более результативна (хотя и не имеют своих детей) в воспитании детей, потому что они трудятся над их духовным возрождением. Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуется сдерживающие зло законы, т. к. закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власть человеческая. «Праведником закон не лежит»(1 Тим 1, 9). Если ребенок не слушается – на то есть причина: наблюдает в своем доме и вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Большую помощь в этом может оказать детям мать личным примером послушание супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение отличное от мнения отца, то не должна высказывать его перед детьми. Она никогда не должна портить помысел детей об отце, даже если отец виноват, то должна оправдать, например: «Папа много работал, для вас старался, очень устал и т. п.» Ругаясь на глазах у детей родители преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Чтобы их утешить, родители выполняют их прихоти, а если не в состоянии дать, то что они хотят, то капризные дети угрожают родителям что наложат на себя руки. Ребенок нуждается во многой, но нечерезмерной любви. Он хочет, чтоб ты посидел с ним рядом, погладил, поцеловал ласково, выслушивая его просьбы. Получив нежность и любовь в детстве находит потом в себе силы преодолеть жизненные проблемы. Особенно родители занятые работой с чужими детьми (врачи, педагоги) не находят нежности для своих детей. Военные пытаются устроить жизнь своих детей по уставу армейской дисциплины, жестоки с ними. Также работники правоохранительных и судебных органов устраивают судебные процессы у себя дома над своими детьми. Впоследствии у детей начинаются психические расстройства. Нельзя разговаривать с детьми в раздражении и гневе, пытаясь насильственным путем сделать своих детей лучше. Бить детей безжалостно, морить голодом, приводит к ожесточению и богохульству. Нужно как можно чаще причащать детей. За родительские ошибки расплачиваются дети, но Бог их не оставляет и печется о спасении Даже если дети не получали должного христианского воспитания по причине прихода родителей к духовной жизни в немолодом возрасте. Не получив помощи в семье имеют право на помощь Божию. Бог о таких детях заботится еще больше, как о сиротах.

Родители должны отсечь свои страсти, т. к. дети копируют их. Родители будут отвечать перед Богом не только за то, что не смогли отсечь страсти, но и за то что передали их детям! Причиной того что в одной семье вырастают дети непохожие друг на друга по воспитанию – это действие окружения. Сегодня мир живет в злобе. Детей хотят развратить с пеленок. Вместо того, чтобы удержать от зла, им препятствуют даже в добром. Впадая в грех и мучаясь несчастные дети хотят встать и не знают как это сделать. Разврат, наркомания – духовные проблемы общества. Как правило этому подвержены больше дети из распавшихся семей. Родители должны возделывать любовь между своими детьми и уважение младших к старшим. Старшему нужно помочь понять что его брат или сестра находятся в нужде снисхождения. Если виноват старший, то мы должны оправдать младшего, не задевая авторитет старшего на глазах у младшего. Требуется разговор со старшим наедине, чтобы тот понял свою ошибку. Ревность – это страсть. Поэтому родители должны ребенку помочь ее преодолеть.

Компании оказывают на детей огромное воздействие. Добрые приносят пользу. Дурные – вред. Поэтому нужно избегать дурных компаний. С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися.

Протодиакон Александр Пушкарев, препод. ПДС

О чем эта книга

Для кого эта книга

Особенность издания

Читать полностью

О чем эта книга
Преподобный Паисий Святогорец духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей.

Для кого эта книга
Книга для тех, кто интересуется духовным наследием преподобного Паисия Святогорца, темой христианского брака и воспитания в детях благочестия.

Особенность издания
Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. Истории разделены на тематические группы и озаглавлены составителем для того, чтобы их было легко запомнить и они стали бы тем назидательным чтением, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.

Об авторе
Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений Эзнепидис - один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Арсений родился 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы он стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем - в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. "Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека".

Преподобный Паисий почил о Господе 12 июля 1994 в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ селения Суроти в окрестностях Салоник. Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире. Недавно он был прославлен в лике святых.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Составитель: А. Логунов.

Скрыть

Мы, родители, должны постоянно собирать мудрые советы священников, святых отцов, старцев, и опытных многодетных родителей по православному воспитанию детей.

Вот и сейчас, из ниже размещенного отрывка, который был нами взят из книги священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», мы можем почерпнуть для себя наставительные советы старца Паисия Святогорца о религиозном воспитании наших чад.

«П амятна и достойна внимания беседа, которую имел старец с одним моим хорошим другом о религиозном воспитании детей. — пишет о. Дионисий. — Здесь я помещаю ее главные моменты.

— Много искушений и опасностей сегодня для молодежи, батюшка.

— За детей, с малого возраста напоенных благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берет гниль.

— Как ты считаешь, отче, с какого возраста дети становятся восприимчивыми, и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями?

— Прежде всего дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с этого времени и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только у них ослабнет пружина, будем сразу их заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия.

— Часто, батюшка, дети противятся различным благочестивым обычаям.

— Когда что-то не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаете им плохой пример? Может быть, причина в каких-то недолжных зрелищах, дурных поступках, плохих словах в доме? Во всяком случае будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твердой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но прежде всего – быть самим примером для детей.

— В случае плохих поступков приносит ли пользу телесное наказание?

— Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесет пользу.

— Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.

— Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами.

— Если, батюшка, ребенок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его начинает изменяться и он убегает из храма, как мы должны действовать?

— Спокойно. Если же будет что-то серьезное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребенок не ожесточился и не случилось еще чего-нибудь худшего.

— Когда ребенок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав даже немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение?

— А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребенка мы окружаем любовью, то если он и уйдет и свяжется с дурными компаниями, в один прекрасный момент увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернется домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме то его сердце не заставит его направить свои стопы обратно.

— Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?

— Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые невиновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они».

Читайте также другие публикации:

Обсуждение: 7 комментариев

    Странно, что к публикации, впрямую затрагивающей вещи, опредеделяющие в конце концов саму судьбу подрастающего человека и его Спасение, вопросы, задаваемые читателями, всё какие-то несущественные…
    Обращать внимание на такое, будучи глухим и слепым ко главному — это же ОБРЯДОВЕРИЕ! Так подобное положение недавно определил даже сам Патриарх. Постигать тонкости, включать разум и душу в дело воспитания детей, в общение взрослых, а не заботиться лишь о формальных регламентах НАДО. Вспомним слова Спасителя: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:23-27).

    Ответить

    Здравствуйте!
    У меня два вопроса: можно ли по воскресеньям ходить на кладбище?
    Можно ли завтракать перед Божественной Литургией,если не причащаешься?

    Ответить

    1. Елена, здравствуйте!
      Да, в воскресный день можно посещать кладбище.
      На Божественной литургии желательно присутствовать натощак.
      Храни Вас Бог!

      Ответить

    Здравствуйте!что значит «посвящать воскресный день Богу»?что должен делать в воскресение православный?как должен проводить воскресный день?

    Ответить

    1. Елена, здравствуйте!
      Посвятить воскресный день Богу, это значит посетить с утра Божественную Литургию. Потом, придя домой и позавтракав, можно провести с детьми беседу о Боге, почитать с ними детские православные книжки. Потом следует самим почитать Жития Святых или другую духовную литературу. Также хорошо в воскресный день посетить больных, сделать какие-нибудь добрые дела. То есть, воскресный день мы посвящаем Богу, и в этот день окружаем себя только духовным и церковным, свои же заботы не трогаем.

      Ответить