Анализ дежурства по столовой в подготовительной группе. Памятка по организации дежурства по столовой во всех возрастных группах. График дежурств: как создать

Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Их труд наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства. Изготовить и оснастить уголок всем необходимым педагог может своими руками, опираясь на поддержку родителей воспитанников, а также привлекая к этому ребят.

Организация уголка дежурства в детском саду

Дежурство - одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.

Красивые, удобные уголки дежурных сейчас можно заказать у различных производителей и в дизайнерских агентствах, и в интернете. Они подберут и цвет, и форму под заказ. Но порой творческому педагогу куда интереснее изготовить уголок своими руками. Ведь так он может и свои таланты проявить, и привлечь ребятишек, что положительно скажется на развитии творческих способностей и воспитании трудолюбия малышей.

Фантазия и мастерство воспитателя позволяют создавать интересные композиции из подручных материалов, к примеру, из пластиковой посуды

Почему необходим уголок дежурства

Кроме эстетической функции - украшать помещение группы и радовать воспитанников, уголок необходим ещё по множеству причин. Основные задачи, которые он выполняет:

Зависимость оформления уголка от возраста детей в группе

Уголки дежурства необходимы во всех группах, кроме раннего возраста (третий год жизни). Прежде чем приступить к изготовлению уголка, необходимо продумать, каким он будет, учесть все требования, которые к нему предъявляют, а также решить, где его разместить.

Одна из основных функций такого уголка - помочь воспитателю организовать поочерёдное участие всех детей группы в дежурстве и сообщать, кто является сегодня дежурным в разных сферах деятельности. Поскольку разные виды дежурств становятся доступны малышам в разном возрасте, воспитатель в первую очередь должен обратить внимание на этот момент.

Первое, с чем знакомятся дети - это дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе, но не в начале, а в середине года. Первую половину года дети осваивают трудовые навыки, выполняя поручения: расставить салфетницы, тарелочки для хлеба. Поручения даются одному или двум детям, ребятишки выполняют одинаковые действия, руководствуясь подсказками воспитателя или помощника няни.

В младшей группе достаточно уголка для дежурства по столовой, оформленного любимыми персонажами детей и симпатичными картинками

Второй вид дежурств вводится в середине года в средней группе. Это дежурства по занятиям. Предварительно дети знакомятся с выполняемой на этом дежурстве работой также в поручениях. Они раскладывают по столам раздаточный материал, тарелочки для аппликации, пластилин и т. д., а после занятий собирают и приносят в отведённое место. Поручения даются тем, кто желает помочь, поэтому трудом оказываются охвачены не все дети группы. Потому так полезно дежурство, которое позволяет задействовать в труде всех воспитанников.

В средней группе будет достаточно уголка для двух дежурства: по столовой и занятиям

Последним вводится дежурство в уголке природы. Его начинают в старшей группе с сентября, поскольку дети этого возраста умеют быстро ориентироваться, обладают достаточными навыками и умениями, способны разделять трудовые операции между собой, выполнять их совместно, помогать друг другу.

Таким образом, вид уголка дежурств зависит от того, какого возраста дети будут находиться в группе, ведь размещают воспитанников не бессистемно, а с учётом высоты мебели (столы, стулья), которая находится в групповом помещении:

  • Если в помещении будут жить малыши второй младшей группы, то достаточно уголка дежурств по столовой.
  • В той группе, где будут находиться детишки средней группы, уголок делают для дежурств по столовой и занятиям.
  • Если же групповое помещение снабжено достаточно высокой мебелью или мебель регулируется по высоте, удовлетворяя санитарные требования для старших дошкольников, то в такой группе необходим уголок дежурных по всем трём видам.

Требования к уголку дежурства в детском саду

Кроме учёта возраста детей, при изготовлении уголка дежурных нужно соблюдать такие требования:

  • Прочность и надёжность. Поскольку изготавливается уголок не на неделю или месяц, а на долгий срок, следует предусмотреть его сохранность в течение этого времени. Поэтому для основы стоит выбрать прочный материал, например, фанеру или древесно-стружечную плиту. Неплохой заменой этим материалам могут послужить пластик или касетоны для оклейки потолка. Приобретая их в строительном магазине, нужно обязательно потребовать сертификат, где будет указано, что данный вид материалов может применяться внутри жилых помещений. Бумага, даже ватман, не прослужат долго, как вариант возможен разве что очень плотный качественный картон.
  • Возможность влажной уборки. Всё оборудование в группе (особенно долгого срока службы) должно подвергаться влажной уборке согласно распорядку. Это не означает, что уголок будут мыть с мылом, однако протирать от пыли влажной губкой его необходимо. Поэтому надписи, рисунки на его поверхности должны быть несмываемыми.
  • Соответствие гигиеническим требованиям - одно из важнейших, ведь от него зависит здоровье детей.
    • В уголке дежурства находятся не только стенд с индивидуальными карточками, но также фартучки и колпачки (косынки) для дежурных по столовой. Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя - испачкать краской. Нельзя требовать от дошкольника, чтобы в процессе игры или творчества он думал о сохранности одежды дежурных. Этот нюанс следует учесть воспитателю.
    • Когда вводят дежурство в уголке природы, необходимо обеспечить дежурных средствами защиты одежды во время ухода за растениями. Для этого нужно иметь комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками. Хранить фартуки для столовой и ухода за растениями рядом нельзя. Одежду, в которой дети поливают, пересаживают, моют растения следует в уголке природы, рядом с лейками, палочками для рыхления, цветочными горшками.
  • Доступность для детей. Уголок размещают в таком месте, чтобы дошкольники могли свободно подходить к нему, рассматривать картинки, схемы выполнения операций во время дежурств (если такие имеются). Оформление должно быть понятным детям, поэтому надпись «Дежурство по природе» или «Дежурим по занятиям» не несёт практической пользы, дети её вряд ли прочитают. Лучше обозначить каждый вид дежурства яркой и понятной картинкой: изображением посуды, растения, альбома и карандашей. Как вариант: изображением детей за обеденным столом, поливающих цветы, занятых лепкой или рисованием. В начале дежурств детей знакомят с уголком, поясняют, что означают изображения, какие обязанности выполняют дежурные по разным участкам.
  • Эстетичность. Конечно, каждому воспитателю хочется, чтобы его уголок дежурств, как и прочее оформление группы, был самым лучшим и красивым.
    • Креативные педагоги обращаются за помощью к родителям, папам-умельцам, которые выпиливают из подручных материалов основу для уголка в виде самовара, облачка, ромашки, паровозика. Такие уголки всегда смотрятся красиво, привлекают внимание детей.
    • Но и простую прямоугольную основу можно оформить со вкусом и привлекательно, проявив фантазию и чувство меры. При этом нужно руководствоваться общим видом группы. Раньше, лет двадцать назад, мебель в детских садах была однотипной, белой или цвета светлого дерева. Сейчас модной стала цветная мебель, в которой сочетаются два-три цвета. Будет замечательно, если педагог учтёт это и оформит уголок в тон общему дизайну группы. Например, группе «Василёк» с сине-бело-зелёной мебелью совершенно ни к чему уголок дежурных в красных и жёлтых тонах, но синий с голубым и белым будет к месту. Учить детей сочетанию удачному сочетанию цветов и прививать им вкус можно и в таких мелочах.

Яркий расписной уголок дежурных прекрасно смотрится на фоне простой однотонной стены

Не требование, но совет: размещайте уголок там, где днём на него не будут падать прямые солнечные лучи. Это защитит фон и карточки от выгорания и дольше сохранит их привлекательный вид.

Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства - это, конечно, стенд, на котором будет размещаться о дежурных. К стенду прилагается комплект картинок или фотографий детей, которые для лучшей сохранности желательно заламинировать прозрачной плёнкой.

Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:

  • Щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.
  • Совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
  • Щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.
  • Совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных.

Инвентарь для сметания со столов крошек должен храниться подвешенным на крючках

Веник для подметания в детском саду не используют, его трудно продезинфицировать, и его применение не соответствует санитарным нормам.

Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков, которые можно изготовить из ситца, гипюра, сатина, желательно светлых тонов. Головные уборы для девочек: косынки, колпаки. Мальчикам предлагают только колпаки.

Изготовить фартуки и колпаки для дежурных помогут мастерицы - мамы и бабушки воспитанников

Для дежурства в уголке природы приобретают непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:

  • лейки;
  • тазики для мытья растений;
  • палочки для рыхления почвы;
  • губки для протирания листьев.

Дополнить оформление уголка дежурства могут схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных, картинки и фото правильно сервированных столов.

Чтобы дежурные как следует разобрались в схеме дежурства, необходимо пояснение воспитателя

Дежурства по занятиям не требуют особой одежды и инвентаря. Главное, чем должны быть вооружены воспитанники, это умение быстро и организованно выполнять порученную работу. В старшей и подготовительной группах на занятиях используется много материала, поэтому детям нужно быть собранными и уметь чётко выполнять действия (брать и расставлять тарелочки, раскладывать клеёнки и т. д.), ведь от завтрака до организованной образовательной деятельности проходит не так уж много времени, и помощь дежурных педагогу порой очень нужна.

Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства

Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.

С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).

Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»

Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:

  • Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен - как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
  • С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними - кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
  • В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.

Фотогалерея: примеры оформления уголков дежурства в детском саду для разных возрастных групп

Оригинальную идею воспитатель может почерпнуть и в чайной посуде, изготовив уголок в виде чайника и чашек Заслуживает внимания идея уголка в виде часов, стрелки котрых указывают на дежурных Карточки дежурных могут подвешиваться к кнопкам-гвоздикам

Уголок дежурства помогает организовать и заинтересовать ребят регулярным выполнением трудовых обязанностей. Красочный, привлекательный уголок, изготовленный руками педагога из недорогостоящих подручных средств, дежурств обязательно вызовет интерес маленьких непосед и поможет сделать процесс труда лёгким и увлекательным - ведь в оформлении уголка обязательно примут участие дети или их родные, рукодельницы мамы и умелые папы.


"Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности.
Важной задачей в организации дежурств старших дошкольников является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
Воспитание этих качеств может быть достигнуто только при регулярном участии детей в труде.
В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем чтобы они не носили формального характера, а были наполнены конкретными делами, необходимыми для коллектива, чтобы дети понимали значимость их труда.
Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задание ловко, экономными приемами. Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, может сказать: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!»
В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие?»
И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят на занятие».
Все это повышает отношение детей к делу. Они чувствуют, что их работа оценивается, что она нужна для коллектива, а положительная оценка педагога поощряет их действия.
Он приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будут готовиться к обеду».
Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов; чтобы они не задержались и могли лечь спать вместе со всеми, им надо помочь» и т. д.
Если воспитатель умеет опираться на дежурных, всячески повышает их значимость для нормальной жизни группы, тогда у детей не пропадает интерес к работе, а растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим».
Помимо разных познавательных задач, формирования речи, педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относится к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу - сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды должны ли все убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Решая этот вопрос, воспитатель должен исходить из целесообразности работы тех и других. Так, выходя из-за стола, каждый из детей, задвинув стул, может захватить чашку с блюдцем, чтобы отнести на раздаточный стол. И в то же время, если каждый из них будет носить сначала глубокую тарелку, затем - мелкую, а в заключение - чашку, то в группе во время еды никогда не будет спокойной обстановки.
И наоборот, если всю уборку будут выполнять дежурные, то длительность их труда намного возрастет, что нежелательно, так как из-за этого задержится занятие или сократится сон дежурных.
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
Точно так же следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные - ту часть необходимого материала, который не находится постоянно в ящике.
Это тем более важно, что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности и т. д.).
Организуя работу дежурных таким образом, воспитатель экономит их время и вместе с тем приучает детей убирать за собой, заботиться о своей готовности к занятию и пр.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям может тоже значительно быть увеличено. Так, дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетки краску гуашь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты, обручи и т. п.). Иногда работа дежурных может переноситься: например, нарезать геометрические формы для занятий, принести из методического кабинета картины, наглядный материал удобнее накануне.
В старших труппах вводится еще один вид дежурств - дежурство по уголку природы.
Разъяснить значение дежурств можно на занятии. Воспитатель выделяет новые объекты живиго уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода за новым объектом сложны или детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять в одном занятии. Лучше такой объект внести в группу несколько позднее.) Он особо нодчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе.
На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие - нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, с тем чтобы в группе постоянно был зеленый лук, как заготавливать воду для полива растений и т. д.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений; дети отмечают малейшие изменения, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.
В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу.
При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Необходимость таких наблюдений и формирования поведения приводит к тому, что в начале года в старшей группе воспитатель определяет каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на эти два стола, Галя - на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки».
Спустя некоторое время (через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен.
Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть».
Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?»
Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей.
Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.
Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление не только обучать навыкам другого ребенка, но и оставаться при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д.
Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.
Приведем типичные примеры.
Галя - собранная, внимательная и трудолюбивая девочка, дежурит вместе со Славой З., который не имеет достаточных навыков, часто отвлекается от дела, без особого желания участвует в труде. Галя почти всю работу выполняет сама, никак не воздействуя на Славу. В результате за три месяца совместной работы Слава так и не научился выполнять задания, связанные с дежурством, не осознал ответственности за общее дело.
Упущением воспитателя в данном случае было то, что он обращал основное внимание на результат работы (все ли выполнено, вовремя или нет). А соответствие объема его работы и работы, выполненной каждым из детей он не учитывал.
Игорь - инициативный, уверенный и энергичный мальчик, дежурит вместе со своим товарищем Юрой Е., нерешительным, но добросовестным и аккуратным. Под влиянием Игоря, проявляющего доброжелательное отношение к Юре, последний действует более решительно, преодолевая свою робость. В результате все обязанности выполняют сообща, старательно, доводят дело до конца.
Объединение детей для общей работы становится регулярным в старших группах детского сада.
Этот пример говорит о том, что доброжелательные отношения между мальчиками, сложившиеся в повседневной жизни в группе, оказали положительное влияние и на совместную работу.
Надя хорошо знает обязанности дежурного, быстро и активно выполняет порученное дело, но с детьми часто бывает резкой, отвечает грубо, обижает, посмеиваясь над их неумением, подчеркивает свое превосходство. Дети не любят дружить с ней, так как неумелого она обижает, а умелого старается обогнать, исправляя его работу даже тогда, когда никакой необходимости в этом нет.
Примеры показывают, что вопрос об объединении детей для совместной работы является немаловажным в нравственном воспитании детей. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме и т. д.
Так, Славу следовало учить быть более внимательным к делу, не отвлекаться. При этом опираться на пример Гали. Может быть, стоило на некоторое время разделить их обязанности, предложив Славе самостоятельно накрывать на два стола, а Гале - на другие два стола.
Помогая Славе работать без отвлечений, подсказывая последовательность действий, обращая его внимание на работу Гали, можно добиться того, что и Слава научится работать более собранно, будет стремиться не отставать от Гали.
У Нади же следовало формировать доброжелательное отношение к товарищам: не подчеркивая ее умения, указывать на то, что многие дети в группе уже не только научились работать быстро, но и всегда помогают друг другу, без напоминания воспитателя сами видят, кому надо помочь.
О дружной работе Игоря с Юрой можно рассказать всем детям, чтобы она стала примером для подражания.
В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это также следует учитывать, поддерживать тягу детей друг к другу, поручать им дежурить вместе.
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Елена Мытарева
«Методика организации труда - дежурства детей по столовой в группах детского сада»

Воспитатель группы №1

Мытарева Е. В.

Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде . Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда , по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе . Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том , чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие :

-дежурство в столовой ;

Подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы .

Например : каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола , складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки , вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы . Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу , относится с уважением к их труду .

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В МЛАДШИХ ГРУППАХ

Дежурства имеют большое значение в воспитании детей :

Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других , проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения : правильно поставить за стол стульчики , на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы .

Задачи : помочь помощнику воспитателя накрыть на стол , за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

Перед тем, как ввести дежурство , педагог организует специальные занятия , на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению .

Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться , поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела :

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом . На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех , а завтра – другие дети».

Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит : «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных , воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов : «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу , чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

«Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

Воспитатель поддерживает нерешительных детей , поощряет :

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол . Начинай раздавать ложки : и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными . К ним можно предъявить чуть повыше требования.

По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется . Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Задачи :

Формировать ответственное отношение за порученное дело.

Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

Уметь правильно сервировать стол .

Ребёнок, дежурящий по столовой , должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы : фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола , и навык обращения с ними ещё не сформирован.

Объём работы в средней группе увеличивается : дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы , наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи) .

В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол .

Таким образом, дежурства повторяются часто , и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков .

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу .

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой ).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки , каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола , ручка ложки должна быть справа.

Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных :

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным , обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

Дежурные убирают со стола хлебницы , стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола , складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному .

Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой , и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты , дежурным наливают суп раньше других детей . Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам , а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В СТАРШИХ ГРУППАХ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда , так и по форме объединения детей , по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе .

Задачи : формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу , относиться с уважением к их труду .

На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

Дежурные заходят пораньше , моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды .

Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола , складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос) .

Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь .

Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы , делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей .

Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе , деловитости и самостоятельности.

Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей .

Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т. д.) .

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

(МКДОУ № 3)

Конспект организации дежурства по столовой

с детьми старшей группы.

Шатолина

Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. к.

г. Мирный

Цель и задачи:

Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол.

Формировать у детей ответственность за порученное дело.

Воспитывать положительное отношение к дежурству.

Развивать логику, память, мыслительные процессы.

Учить быть справедливыми при распределении работы.

Развивать умение оценивать результат свой работы и работы сверстников.

Материал и оборудование:

Мольберт, картинки-символы, медвежонок, посуда для сервировки.

Предварительная работа: Д/И «Что с начала, что потом». С/Р игры «Накроем стол к приходу гостей», «Тишка-именинник ждет гостей»,

Ход.

Воспитатель входит в групповую комнату с медвежонком.

Воспитатель: Ребята, сегодня снова к нам пришел Тишка. Как вы думаете, почему он такой грустный?

Дети: Заболел, заблудился, потерял маму.

Воспитатель: Он рассказал, что ждет гостей и не знает, как правильно накрыть на стол. Что делать?

Дети: Надо помочь

Воспитатель: Поиграем в игру «Что с начало, что потом».

Проводится игра, дети должны самостоятельно разложить картинки с изображением последовательных действий сервировки стола.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сделали. А кто у нас сегодня дежурный по столовой?

Лена и Никита: Мы. Лена и Никита самостоятельно идут готовиться к дежурству: моют руки, надевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются на ковре перед столами.

Воспитатель: Ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой?

Лена: Мы договариваемся между собой.

Никита: Мы с Леной решили, что она будет раскладывать салфетницы и ложки. Я буду раскладывать хлебницы и вилки, а вместе мы будем стелить салфетки, ставить бокалы и тарелки.

Воспитатель: А что такое сервировка стола?

Лена: Сервировка стола – это умение правильно и красиво накрыть стол.

Воспитатель: В какой последовательности накрываем стол?

Дети отвечают с опорой на схему, построенную во время игры.

Воспитатель: А для чего вообще нужно дежурить?

Дежурные: приятно помочь воспитателю. Мы хотим научиться помогать взрослым, быть нужными, полезными.

Воспитатель: Пожалуйста, дежурные, приступайте к своим обязанностям.

Няня наблюдает за трудовыми действиями детей и помогает им в случае необходимости. Дежурные раскладывают столовые приборы. В это время воспитатель проводит беседу с детьми.

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю, для чего предназначена тарелка, хлебница.

Дети: В тарелки накладывают еду, из них мы едим. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебницы предназначены для хлеба.

Воспитатель: Что относится ко вторым блюдам?

Дети: Мясо, рыба, сосиски, котлеты, разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель.

Воспитатель: А для чего нужны бокалы?

Дети: В бокалы наливают сок, компот, кисель.

Воспитатель: Дежурные все накрыли. Ребята, послушаем дежурных. Они нам расскажут о своем дежурстве.

Никита: Мы с Леной накрыли столы, дежурили дружно, заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.

Лена: Мы старались с Никитой помочь младшему воспитателю, работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы.

Воспитатель: Ребята, а как мы оценим работу дежурных? Кто выскажет свое мнение. Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Дежурные наши действительно постарались, приложили трудовые усилия. Со своими обязанностями справились добросовестно, умело работу распределили, последовательно накрывали на стол, дежурили слаженно, аккуратно, доброжелательно. Лена и Никита, спасибо вам за дежурство, вы достойны самых лучших оценок. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол.

Воспитатель: Посмотрите, на нашего гостя, какой он стал веселый, радостный.

Дети: Теперь он знает, как накрыть красиво и правильно стол, чтобы пригласить гостей.

Воспитатель: Замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы.

Дежурные: Ребята проходите, пожалуйста, за столы. Приятного аппетита!

Дети: Спасибо.

Дети садятся за столы.

Разделы: Работа с дошкольниками

На протяжении тридцати лет детский сад посещают дети со зрительной патологией. Плохое зрение ведет за собой ряд сложностей в их развитии. Низкий уровень зрительного восприятия сужает возможности познания окружающего мира, как правило, тормозит развитие речи. Многие дети застенчивы, нерешительны, даже замкнуты. Утомляются они быстрее здоровых детей. Поэтому мы используем любую возможность, чтобы комплексно решать и образовательные, и коррекционные задачи.
Одним из таких примеров является организация дежурства в группах. Обучая детей различным видам дежурства, мы решаем задачи нравственно-трудового воспитания, а так же осуществляем социальную адаптацию воспитанников, что очень актуально для слабовидящих детей. В таблицах приведены и оборудование для работы, и действия дежурных в каждой возрастной группе.

Таблица 1. Дежурство по столовой

Группы

Действия иоборудование

2-я младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Полная сервировка Раскладывает столовые приборы: ложки,
вилки,
ножи.
Расставляет хлебницы,
тарелки,
чашки с блюдцами,
вазочки с салфетками
Расстилает салфетки или скатерти
Раздает второе,
третье не жидкое.
Убирает посуду после еды на дежурный стол
Сметает со стола крошки
Выметает пол под столами
Нарезает салфетки

Таблица 2. Дежурство по подготовке к занятиям

Действия

Группы

Оборудование

Средняя

Старшая

Подготовительная
Раскладывает на конторки карандаши,
краски, кисти,
Пособия.
Моет кисти,
банки для воды,
розетки для клея,
розетки для красок.
Убирает в шкаф для пособий материалы,
пособия.
Протирает столы после работы.
Готовит все необходимое оборудование для каждого занятия на дежурный стол**
Убирает материалы и пособия с дежурного стола, на который их собирают все дети за собой.. Приводит оборудование в полный порядок.

Таблица 3. Дежурство в уголке природы

Группы

Объекты и содержание работы

Старшая

Подготовительная

Растения Поливает комнатные растения.
Рыхлит почву.
Протирает, сметает пыль с растений.
Животные Моет кормушки.
Моет, режет корм для животных.
Кормит Животных
Птиц, в том числе зимующих
Рыб
Выращивает зеленый корм для обитателей уголка природы в группе.
Отмечает состояние погоды в календаре природы.
Передает дежурство следующим дежурным. Рассказывает о необходимом.

ДЕЖУРНЫЕ

Конспект игры-занятия с детьми младшего возраста.*

Цели:

  • Развивать интерес к хозяйственно-бытовому труду.
  • Приступить к ознакомлению детей с обязанностями дежурных по столовой.
  • Закрепить умения сервировки стола, полученные в процессе индивидуальных поручений.
  • Помогать детям постепенно осознавать элементарную ответственность за порученное дело.
  • Развивать тактильные чувства, получаемые при прикосновении к различной посуде и приборам.

Оборудование:

  • На мольбертах: картинки с изображением хлебницы, вазочки для салфеток, тарелки, ложки, вилки, чашки, блюдца; фотографии дежурных, сервирующих столы к обеду. На индивидуальных фланелеграфах: полоски – столы, куклы-значки по количеству занимающихся (выложенные воспитателем заранее); на каждого;
  • Значки-посуда и столовые приборы, представляющие из себя мелкие предметные картинки.
  • Куклы: Степашка и Сева (частый участник занятий). Наборы игрушечной посуды для завтрака на две персоны.

Предварительная работа . Наблюдение за работой няни во время подготовки к приему пищи. Наблюдение за работой дежурных. Выполнение индивидуальных поручений по сервировке столов 1-2 предметами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, посмотрите-ка, кто это там за окном?

Дети: Зинаида Ивановна.*

Воспитатель. Да, наша Зинаида Ивановна. А кем она у нас работает?

Дети. Няней, помощником…

Воспитатель . Какую работу ей приходится выполнять в группе, расскажите, пожалуйста. А когда Зинаида Ивановна готовит столы к завтраку, обеду, кто ей помогает?

Дети последовательно отвечают на вопросы.

Воспитател ь. Совершенно правильно, ей помогают дети, которые старше вас. Мы называем их дежурными. Повторите, пожалуйста, со мной это новое слово.Давайте подойдем к мольберту и посмотрим, что это нарисовано там на картинках?

Дети выполняют предложения воспитателя.

Воспитатель . Да, это посуда и столовые приборы. Люди используют их во время завтрака, обеда, ужина. А что там на следующем мольберте?

Дети. Дежурные…

Воспитатель. Да, этих детей называют дежурными. Они чисто с мылом вымыли руки. Надели чистые фартуки, красивые шапочки. Дежурные аккуратно, бережно носят посуду и расставляют ее на столы для всех детей группы. Повторите, пожалуйста, кто эти дети? И для кого они выполняют свою работу?

Дети. Дежурные. Для нас, для всех детей и др.

Воспитатель. Дети, а у нас гости. Вы помните, как их зовут?

Дети. Степашка, Сева.

Воспитатель. Здравствуй, Степашка. Здравствуй, Сева.

(Если дети сами не догадаются, воспитатель предлагает поздороваться с гостями)

Воспитатель. Как вы думаете, когда приходят гости, что должны делать хозяева?

Дети приглашают, угощают, воспитатель при необходимости помогает найти ответ.

Воспитатель. Правильно! Степашка, Сева, хорошим гостям мы всегда рады! Мы сейчас угостим вас вкусным завтраком (называет блюда, которые дети ели за завтраком). Дети, посмотрите, здесь у нас два стола, а на них посуда. Мне она кажется красивой. А вам?

Дети рассматривают, называют, оценивают посуду.

Воспитатель. Сейчас я приглашу Аню. Она сегодня дежурная по столовой. Мы с вами попросим ее накрыть столы для гостей. Ведь вы сами еще не умеете правильно это делать.

Приглашает Аню.

Аня** здоровается с Севой и Степашкой, выполняет действия дежурного, комментирует каждое: моет руки, надевает фартук, шапочку, кладет на столы индивидуальные салфетки, ставит на них тарелки, справа от тарелки кладет ложки, слева ставит на блюдце чашку. Воспитатель при необходимости подключается к комментариям.

Аня. Догадались, что я не поставила на столы?

Дети называют отсутствующие предметы сервировки. При затруднении подсказывает Аня или воспитатель (хлебницы и вазочки для салфеток).

Аня. Я нарочно их не поставила, чтобы вы научились правильно готовить столы к завтраку. Поставьте сами то, чего не хватает.

Дети выполняют поручение Ани.

Воспитатель. Если вы будете внимательными и аккуратными, то со временем научитесь дежурить так же хорошо, как Аня. А вы, гости дорогие, запомнили, как надо дежурить?

Гости. Ой, нет.

Воспитатель . Дети, давайте для Севы и Степашки вместе повторим, что и за чем должны делать дежурные по столовой.

Дети (при необходимости с помощью воспитателя) перечисляют последовательность действий дежурного.

Воспитатель: Чтобы вы еще лучше запомнили, как правильно дежурить, нужно всем потренироваться. Подойдите, пожалуйста, к полотну и посмотрите, что я для вас приготовила.

Дети рассматривают кукол, столы на полотне, комментируют увиденное.

Воспитатель. Скоро обед, а у кукол на столах только чашки. Давайте поиграем в дежурных. Пусть каждый из вас выберет один стол на полотне и подготовит его к обеду.

Дети выбирают стол, затем из множества значков выбирают нужные для сервировки обеденного стола и помещают на свои столы. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

– Молодцы, вы правильно накрыли на столы, у Зинаиды Ивановны подрастают славные помощники. Вы хорошо потрудились, теперь можете отдохнуть. Как говорится: «Кончил дело, гуляй смело».

Примечания:

*Дежурство у малышей вводится во второй половине учебного года, поэтому занятие с ними целесообразно провести в начале календарного года.
** В занятии задействованы помощник воспитателя и ребенок старшего возраста.
В подготовительной группе каждый ребенок должен в совершенстве владеть навыками дежурства.

Занятие провела воспитатель Кудряшова Антонина Дмитриевна

ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ

Конспект занятия с детьми средней группы

Цели:

  • Продолжить знакомство детей с обязанностями дежурных по подготовке к занятиям.
  • Закрепить умения по подготовке учебного места, полученные в процессе индивидуальных поручений (разложить карандаши, краски, кисти, счетный материал, убрать на место…)
  • Помочь детям понять, что бывают разные виды дежурства, в том числе по занятиям..
  • Формировать интерес к хозяйственно-бытовому труду, развивать элементарную ответственность за качество выполненного дела перед сверстниками.

Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике.
Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала…
Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.

Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель . Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.

Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев).
За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.

Карлсон . Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!

Дети называют свои имена.

Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.

Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.

Дети. Для рисования.

Воспитатель . А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?

Дети. Математику.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети высказывают соображения.

Воспитатель . А кто все это приготовил?

Дети. Дежурные.

Воспитатель . Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?

Дети. К аппликации.

Воспитатель . Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы. Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся.
Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…

Дети называют соответствующие занятия.

Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.

Воспитатель . Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?

Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.

Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.

Дети ищут нужные места, приступают к занятиям.
Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.

Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.

Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.

Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?

Дети перечисляют.

Воспитатель . Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?

Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…

Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.

Примечания. Перед школой каждый должен научиться готовить рабочее место для себя. Отсюда – дежурный стол.

Занятие провела воспитатель Дойлова Валентина Федоровна

ДЕЖУРИМ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Сценарий викторины для детей старшего возраста

Цели:

  • Содействовать осознанию и эмоциональному осмыслению обязанностей дежурных в уголке природы.
  • Формировать чувство ответственности за порученное дело.
  • Создать условия для максимального раскрытия детьми умений и навыков дежурства в уголке природы.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Воспитатель. Дети, я приготовила для вас желтые и голубые значки.Выберите тот, который каждому из вас больше нравится..

Дети выбирают значки.

Воспитатель . А у меня два значка, но гораздо большего размера. У кого желтые значки, сядьте по левую сторону от меня, а у кого синие – по правую. Теперь у нас две команды. И я предлагаю вам принять участие в викторине «Дежурим в уголке природы». На нашей викторине присутствуют Хрюша и Степашка. Поприветствуйте их, пожалуйста.

Дети хлопают, приветствуют гостей.

Воспитатель. Я предлагаю вам посоветоваться и придумать названия своим командам. А еще придумайте символы, отражающие эти названия. Пусть каждый нарисуйте на своем значке этот символ.

Дети рисуют символы, надевают значки на шею. Воспитатель рисует соответственно символы на больших значках.

Воспитатель. Я нарисовала значки для капитанов команд. Сегодня капитанов я назначу сама.

Надевает свои значки капитанам, а нарисованные ими надевает Хрюше и Степашке. Перед каждым из них ставит копилки для оценок соответствующей команды.

– Хрюша будет хранителем оценок команды «…», а Степашка – команды «…».Если что-то вам непонятно, задайте мне вопросы. А теперь правили игры.

1. Когда я для выполнения задания буду вызывать игроков, то назначать их будет капитан.
2. Во время соревнования вы должны показать свои знания и умения дежурства в уголке природы. Поэтому вы должны сначала внимательно выслушать вопрос или задание, а потом хорошо их выполнять. Это очень важно. Чем лучше выполнено задание, тем выше будет оценка.
3. За результаты вы будете получать оценки – листочки. Красный листок означает отлично, зеленый – хорошо. Оценки, полученные после каждого конкурса, вы будете складывать в свои копилки.
4. При подсчете два зеленых листка вы можете обменять на один красный. Победит та команда, которая после всех конкурсов наберет больше красных листков.

– Я желаю вам удачи и победы. Итак! Начали!

1 конкурс. «Дежурные готовятся к работе»

2 конкурс. «Снежный ком» – словесная игра по теме «Уход за животными растениями»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Две предметные картинки. На одной – животное, на другой – растение. Поочередно обе команды в полном составе Выбирают тему по жребию – картинке.
*Одна команда называет орудия труда по уходу за растениями: (лейка, стеки, опрыскиватель, кисточки, варежки для вытирания пыли с листьев, салфетки…)
*Другая команда – орудия труда по уходу за животными (тазик, щетки, кормушки, нож, доска для резки овощей, салфетки…)
Красный – за большее количество названных орудий зеленый – за меньшее

ЗАПОМНИТЕ!

Дежурному очень важно знать, какими инструментами нужно пользоваться при уходе за животными и за растениями.

3 конкурс. «Один из трех»

Зеленый за каждый правильный ответ.

Примечание.
Правильные ответы выделены черным шрифтом и подчеркнуты.

Если на листьях аспидистры пыль, то чем ее можно убрать с растения? Если земля в горшке имеет вид корки, то растение нужно: Если корни растения стали видны на поверхности земли, то это растение надо:

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы не навредить растению, дежурный должен правильно выбрать способ ухода и инструменты для работы.

4 конкурс. «Уход за растением»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Растение каждому участнику конкурса. Одно требует полива, другое – рыхления.
Инструменты: два полных набора по уходу за растениями.
По одному участнику от команды.
Дети выполняют задание стоя спиной друг к другу.
* Правильно готовится к работе и оборудует рабочее место
* Правильно определяет вид работы со своим растением.
* Качественно выполняет работу.
Зеленый

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы растения были красивыми и здоровыми, дежурный должен уметь определять, какого ухода они требуют и правильно выполнять нужную работу.

5 конкурс. «Накорми животное»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

На полотне – силуэты хомяка и черепахи.
На подносах – карточки с разнообразным кормом для животных.
По одному участнику от команды. Каждый игрок подбирает и помещает на полотно корм для своего животного.
Черепаха – капуста, яблоко, молоко, листья одуванчиков, клевер.
Хомяк – капуста, яблоки, морковь, семечки подсолнуха, зерна овса, пшеницы.
Безошибочный подбор – красный.
В подборе есть ошибки – зеленый.

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы животные не заболели и были сыты, дежурный должен знать, чем питается каждый обитатель уголка природы в группе.

6 конкурс. «Календарь природы»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Листы белой бумаги 30 х 40, разделенные на 4 части через середины сторон. Мольберты, маркеры основных цветов. Ведущий предлагает детям отметить состояние погоды в клетках листа, прикрепленного на мольберте. Читает характеристики погоды.
  • В левой верхней клетке – теплый зимний день светит яркое солнце.
  • В правой верхней клетке – золотая осень, дует сильный ветер.
  • В нижней левой клетке – метель, сильный ветер.
  • В нижней правой клетке –, тихо, идет летний дождь.
Зеленый, если отражена хотя бы одна из двух характеристик в каждом из четырех заданий
Красный – если отражены обе характеристики.

ЗАПОМНИТЕ!

Дежурные должны быть внимательными и уметь правильно, понятно для всех отмечать свои наблюдения в календарях, дневниках природы.

7 конкурс. «Отгадай загадки»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Наборы предметных картинок с растениями и животными, среди которых картинки – отгадки. Обе команды в полном составе играют одновременно. Ведущий читает загадки.
Игроки находят среди картинок отгадки, не называя ответа, складывают выбранные картинки в стопку Для проверки правильности выполненного задания. по окончании конкурса капитаны последовательно расставляют эти картинки на мольбертах.

Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)

Дышит, пьет, растет, а ходить не умеет. (Растение)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)

На суше и на речке мелкой
Она всегда в своей тарелке. (Черепаха)

У меня цветные перья,
Нос крючком, хохол торчком. (Попугай)

Красный – за большее количество правильных отгадок.Зеленый – за меньшее.

ЗАПОМНИТЕ!

Опытный дежурный даже по описанию знает, за кем он ухаживает.

8 конкурс. « Что запомнили о дежурстве в уголке природы?»

Подведение итогов

Дети отбирают зеленые листики и заменяют каждые два зеленых одним красным, пересчитывают красные листики. Ведущий делает заключение.

– Создание хороших условий для растений и животных – это создание уюта и для себя. В группе с красивыми цветущими растениями, весело поющими птичками, плавающими рыбками приятно играть и делать любые дела.

Ведущий объявляет команду-победительницу.

Награждение!

Команда-победительница награждается новым растением для уголка природы.
Команда, занявшая второе место, награждается рукописной книгой об обязанностях дежурных по уголку природы.

Викторину провела воспитатель Тарачева Галина Васильевна