Как эффективно использовать время. Как рационально использовать свое время. Советы

О горе! Жизнь прошла, и время пролетело

Во тьме позора, немощи и лени.

А люди дорогу к спасенью нашли

И к целям высоким идут неторопливо.

Кто, как не учащийся, должен беречь свое время?! Бережливое отношение ко времени – это обязанность каждого верующего, а для ищущего знания, это главная забота и основа успеха в его жизни, посвященной получению знаний. И если он сумеет правильно воспользоваться своим временем и будет беречь его, то преуспеет и добьется своей цели, а если нет – то потерпит неудачу и не возымеет успеха.

Ищущий знания – купец, а его капитал – время. Но тот купец, кто расточает свой капитал направо и налево, глуп и неудачлив. Поэтому ему следует подумать, на что он расходует свое время? И пусть каждый спросит с себя за каждую минуту, за каждую секунду.

Основные принципы рационального использования времени

Первым долгом ищущего знания является бережное отношение к своему времени и его рациональное использование. Наши предшественники, да будет доволен ими Аллах, наиболее бережно относились к своему времени, ибо лучше других знали ему цену. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхамы и динары!»

Поэтому предшественники всячески стремились проводить свое время в изучении знаний. ‘Умар ибн "Абдуль"азиз сказал: «Поистине, день и ночь всякий раз забирают у тебя что-то ценное, так трудись же и днем, и ночью!»

Они говорили: «Время – как меч: если ты его не одолеешь, оно одолеет тебя». Они всегда старались стать лучше, чтобы сегодняшний день оказался лучше вчерашнего, а завтрашний – лучше сегодняшнего.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение они стремились приобрести полезные знания, совершить благое дело, перебороть свои страсти или принести кому-то пользу, чтобы их труды не пропали даром и не оказались тщетными и напрасными. Они считали проявлением неблагодарности и непочтительности проведение времени без какой-то пользы для себя и окружающих, если они не приумножили свои знания, не укрепили свою веру, не совершили благих поступков. Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я ни о чем не сожалею так, как о том дне, когда зашло солнце, жизнь стала короче, а совершенные мной в этот день дела не стали лучше».

Ищущий знания должен беречь свое время, посвятив каждое его мгновение тому, что принесет ему пользу или научит чему-то потребному, стараться приумножить свои знания каждый день.

Передают слова одного из предшественников: «Если придет день, когда я не смогу приумножить свое знание, чтобы снискать милость Аллаха, то нет мне благословения в том, что солнце взошло в этот день».

Пусть каждое мгновение для ищущего знания будет дороже любых драгоценностей, если люди берегут каждый свой час, то учащийся должен дорожить каждой секундой, каждым мигом. Если люди соревнуются, накапливая и собирая богатство, то он должен стараться опередить время, накапливая полезные знания. Ведь как огромна разница между накапливанием богатства и накапливанием знаний! Одним словом, если учащийся сумеет полноценно использовать свое время, то преуспеет на пути к знаниям, и да поможет ему Аллах!

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его.

Время бесценно, ибо жизнь невозможно повернуть вспять. Оно имеет свои отличительные особенности, которые нам не обходимо хорошо знать, и исходя из этого научиться правильно его использовать. Вот некоторые из них:

1. Время быстротечно.

2. То время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем.

3. Время – это самое ценное, что есть у человека. Поэтому учащемуся не следует тратить свое драгоценное время на бесполезные дела, не злоупотреблять тем, что дозволено из еды, питья, разговоров и т.п.

Не пристало тому, кого Аллах наградил знанием и умом, тратить свое время попусту на непослушание Аллаху, проводить его в забавах и праздности. Подобного не пожелает для себя благоразумный и от этого будет прибегать к Аллаху человек рассудительный… Благоразумность, еще раз благоразумность нужна человеку, чтобы понять всю ценность своей жизни и проводить ее только в послушании Всевышнему Аллаху. И разве не пожелает он сделать книгу своим другом, которую не променяет ни на кого из людей, готовых стать ему собеседником? И в этом огромная польза, о которой знают разумные и чистые душой люди.

Самым серьезным препятствием для человека, мешающим ему воспользоваться настоящим моментом и сегодняшним днем, является оттягивание и откладывание своих благих дел. И это продолжается до тех пор, пока слово «буду» уже чуть ли не становится его девизом и образом жизни.

Человеку из племени "Абд аль-Кайс сказали: «Дай нам добрый совет». Он ответил: «Остерегайтесь слова «буду».

Учащийся должен наполнить свой день полезным знанием, добрыми делами и не откладывать этого на завтра, чтобы его настоящее не ускользнуло от него и не превратилось в безвозвратное прошлое. Он должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра, иначе придется раскаиваться, когда раскаяние уже не поможет…

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать дела на потом, ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

Ищущий знания должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой. Мудрость гласит: «Время учебы – от колыбели до могилы». Считается, что самое превосходное время для учебы – это расцвет молодости, время «сухура» (время рассвета) и время между двумя ночными намазами (т.е. вечерним и ночным).

В хадисе говорится:

(لن تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسال عن اربع خصال: عن عمره فيما افناه , وعن شبابه فيما ابلاه, وعن ماله من اين اكتسبه وفيم انفقه وعن علمه ماذا عمل به)

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его - как он провёл её? - и о молодости его - как он её провёл? и о богатстве его - откуда он взял его и на что потратил? - и о знании его - как он его использовал?».

Таким образом, с него будет спрошено о всей его жизни в целом и о молодых годах, в частности.

Молодость - это только часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы человека в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Молодость - это время деятельности... молодость - это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби.

Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

(اغتنم خمسا قبل خمس, شبابك قبل هرمك, وصحتك قبل سقمك, وغناك قبل فقرك,وفراغك قبل شغلك, وحيا تك قبل موتك)

«Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти» (Аль-Хаким).

Ибн "Аббас, да будет доволен Аллах им, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости совершаются дела». И разве не были сподвижники посланника Аллаха, уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом религии, ниспосланной ему, большинство молодыми?».

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я многое хочу сегодня сделать, но уже не могу». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Изучайте религию, пока молоды».

Пусть ищущий знания прочтет следующие слова - и пусть они станут для него примером. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знаний, третьи чрезмерно предаются удовольствиям. Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. Старость у них проходит в горести и печали. Если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: «Как я сожалею о тех грехах, что совершил!». А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знаний, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая те знания, что собрал, в книги. Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от приобретенного им знания».

Свободное время и здоровье

Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время. Передают со слов Ибн "Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(نعمتان مغبون فيهما كثير من الناس الصحة والفراغ)

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари). Имеется в виду, что многие люди не используют эти блага для совершения благих дел, а используют для совершения грехов. Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот - это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел».

Одним словом, ищущий знания не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного труда, выполнение своих обязанностей в отношении членов семьи, гостя, для зарабатывания средств существования, а также отрывается от учебы в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. Некоторые из предшественников не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или недомогание. Знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил.

Использование каждого удобного случая

Житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны, поэтому ищущему знания необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы рационально использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке.

а) Во время еды, во время работы по дому, а также в машине учащийся может читать молитвы и азкары, слушать записи Корана или проповедей.

б) Он может повторять Коран или выученный урок, когда идет по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас прочитает Коран по дороге, а если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) Куда бы учащийся ни направлялся, пусть всегда берет собой учебник. Хвала Аллаху, в наше время печатается много книг малого формата, что существенно облегчает эту задачу. Главное, чтобы у учащегося было желание воспользоваться тем временем, которое многие люди попросту теряют, даже многие из тех, кто ищет знания.

Бережное отношение предшественников к времени

Ищущий знания должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время, размышлять над их образом жизни всякий раз, когда обнаружит в себе лень и нерадение. Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение дается человеку беспричинно? И разве можно горевать, идя по чужим стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?

Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его как бы то ни было с пользой или без пользы. И если кто-нибудь попросит его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто впустую проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Высота устремлений и величие целей побуждают человека ценить время, поскольку это - его жизнь. И если дорого то, к чему стремятся, то легко расставаться с тем, чем жертвуют на этом пути. Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».

Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал книги, либо учил что-либо, либо читал... Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»... Однажды у него затупился карандаш и пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает и тогда, когда просто точил карандаш, даже здесь не желая терять время попусту».

Ибн "Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел». Он также сказал: «Я никогда не провожу без пользы ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза - читать, я думаю, напрягая свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

Ищущему знания необходима точная и продуманная система, которой он должен неукоснительно следовать, чтобы как можно более полно воспользоваться своим временем. Ведь беспорядок, небрежность и стихийность - самые большие враги ищущего знания. И никто так не нуждается в распределении своего времени, как учащиеся, поскольку на их долю выпадает огромное бремя забот, и им даже кажется, что дел, которые они должны выполнить, больше, чем времени.

И ищущий знания должен распределить свое время между обязательными и прочими делами с тем, чтобы одно не мешало другому, незначительные дела не мешали важным, важные - наиболее важным, а необусловленные временем - ограниченным по срокам. Срочные дела должны выполняться прежде остальных, а несрочные - после. То, что ограниченно по срокам, всегда следует выполнять вовремя.

1.Составление подробного плана

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его. И не беда, если время от времени он будет вносить в него изменения в соответствии с новыми требованиями.

В учебе так же, как в торговле и военных походах, человеку следует составить план работы. Учащийся, который четко устанавливает распорядок своего дня и затем принимается за учебу, избавляет себя от многих забот и приобретает значительный заряд энергии и усердия. В действительности план, который человек составляет для себя и выполняет изо дня в день, вскоре становится для него обычным и простым делом. Другими словами, когда нам необходимо решить несколько вопросов, то, скорее всего, с некоторыми из них мы не справимся, поскольку один вопрос препятствует решению другого, и решение каждого из них мешает всецело отдаться решению какого-либо одного из них. Таким образом, мы безо всякой пользы переходим от одного вопроса к другому сразу же после того, как поверхностно его рассмотрим, небрежно откладывая в сторону решение каждого из них...

Определенное место, отведенное для занятий, имеет не менее важное значение, чем определенное для этого время. Пусть у учащегося будут личный стол и стул, предназначенные только для умственного труда. И через некоторое время это место станет символизировать для него урок.

Многие полагают, что секрет успеха таится в приучении человеком самого себя к дисциплине и постоянному труду. Один из крупных врачей, Вильям Ослер, задал группе студентов следующий вопрос: «Как ты можешь наиболее эффективно воспользоваться своими талантами, затратив при этом минимум усилий?». Затем сам же ответил на поставленный вопрос: «Я смогу это сделать путем воспитания в себе духа дисциплины. Я говорю именно «воспитание», поскольку многим из вас будет довольно трудно приучить себя к ней. Есть люди, которые с рождения получили склад ума, предрасположенный к дисциплине. Но в то же время есть люди с другим складом ума, которые должны объявить самим себе долгую войну, чтобы искоренить врожденную предрасположенность к беспорядку и небрежности в делах...

Это обращение посвящено в особенности к молодым, поскольку они пока еще в начале своего жизненного пути и будущее каждого из них зависит от тех привычек, которые они выработают в себе в этот щекотливый период жизни. Соблюдать обыкновенную системность в каком-нибудь деле довольно несложно, однако внедрять ее в распорядок своей повседневной жизни нелегко. Учащемуся следует определить для каждой части своего дня обязательное дело, которым он будет заниматься в это время, и посредством упражнений и практики развивать в себе умение сосредоточиться.

Что же касается подробного изложения отдельных пунктов распорядка дня, то каждый определяет их для себя сам. В первую очередь необходимо определить количество времени, которое учащийся собирается уделить учебе, но пусть он не строит чересчур «идеальных» планов. Будет лучше, если он взвешенно и справедливо оценит свои умственные способности, не переоценивая себя и не умаляя своих возможностей. Затем следует выбрать для себя время в течение дня, когда бы он предпочел заняться умственным трудом, будучи уверенным в том, что регулярно и ежедневно в это время он будет иметь возможность для этого. Важно также выбирать для своей учебы различное время в течение дня. Это неплохо при условии, что учащийся возьмет за привычку неизменно учиться в это время.

Кроме того, учащемуся необходимо определить, сколько времени уделить каждому предмету и составить расписание занятий в соответствии с временными рамками. Конечно, он не сможет заранее точно определить, сколько времени ему понадобится для изучения каждого предмета или когда он предполагает начать следующий урок, ведь учебный процесс не может оставаться таким жестким. Но все же лучше, если каждый день он будет ориентировочно определять, сколько примерно времени у него уйдет на то или иное занятие, и составит расписание, на основе которого и будет строить свои занятия. Таким образом, учащийся избавится от вопроса, с какого урока начать, и перестанет переживать по поводу тех дел, которые должен был выполнить.

Но большинство учащихся не знают, как распорядиться своим временем. Фактически знание в деталях о том, как следует распоряжаться своим временем, на сегодняшний день является для учащихся первым значительным шагом в сторону образа жизни на основе наиболее эффективного ежедневного графика...

Очень важно подумать над причинами напрасной траты своего времени и хорошенько поразмыслить над тем, как можно восполнить каждую потерянную минуту.

2. Соблюдение распорядка дня

Ищущий знания не должен откладывать на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у него будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,

Что и сегодня сделать я смогу,

Поскольку завтра - это день того, кто слаб и в деле

Не может сделать ровно ничего.

Если день пройдет, то учащийся унесет с собой все, что в этот день было. И если он отложит свои дела сегодня, то завтра ему придется выполнить работу за два дня.

Омару ибн "Абдуль"азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!» Если ищущий знания всегда будет исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретет покой и полноценно выполнит свою работу.

3. К делам следует приступать ранним утром

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:

(اللهم بارك لامتي فى بكورها)

«О Аллах! Благослови мою умму в их делах, которые они начинают ранним утром!» . Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и в мечеть, чтобы занять место в первом ряду».

Первая часть дня - это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния. Но многие ищущие знания сегодня упускают эту возможность получить благословение, обещанное им после того, как Пророк (мир ему и благословение), произнес слов мольбы (ду"а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, поспешно совершают утреннюю молитву, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем большое, но непостоянное

В хадисе говорится:

(احب الاعمال الى الله تعالى ادومها وان قل)

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).

Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное... Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

Поэтому учащемуся необходимо распределить свое время, как днем, так и ночью, в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выделить какую-то часть времени для определенного дела, которым будет неуклонно ежедневно заниматься, например, читать определенное количество зикра и салавата. Другую часть времени выделить для другого занятия, например для изучения религиозных наук.

5. Уединение

Ищущему знания иногда следует отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество... И человек, прохаживаясь, какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях и запастись для этого всем необходимым.

Если посмотреть на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время - это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких известных людей, как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн "Акиль аль-Ханбали, Ибн "Асакир ад-Димашки, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и другие подобные им ученые, оставивших после себя колоссальное, неоценимое наследие.

Имам Ибн "Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знаниям и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам». Того, кто предан знанию, кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. Ведь он желает, чтобы то, чем они обладают, или часть досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или хотя бы похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит ищущего знания опережать время, а дружба со скверными людьми - бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судят по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми.

6. Душевный отдых и покой

Ищущий знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы впоследствии он не был вынужден прервать все свои занятия. Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдаллах ибн Мас"уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение, и устает так же, как устает тело. "Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».

Вместе с тем учащемуся не следует возлагать на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувство усталости и отвращения. И, быть может, он возненавидит учебу и уже не сможет побороть себя. Пусть он будет умерен в подобных делах. Каждый человек знает себя лучше.

Однако отдых ищущего знания отличается от отдыха других людей, поскольку в любое время он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время уроков, на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса (человек рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов), сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

б) Если учащийся устал от изучения одного предмета, то ему следует заняться изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятия. Можно переходить от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,

И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда учащийся чувствует прилив энергии, ему следует заниматься уроками. А изучение историй, жизнеописаний и рассказов из жизни предшественников, чтение мудрых изречений и стихов можно отложить на другое время, когда он почувствует в себе усталость, причем следует выбирать полезные стихи, как, например, стихи восхваляющие нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), поэтические сборники диван аш-Шафи"и, диван Абу аль-"Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

  • 3256 просмотров

В статье мы уже начали рассматривать вопросы того, как эффективно использовать время . В этой статье мы углубимся в эти вопросы.

Но для начала, выполните небольшое упражнение.

Представьте, что у Вас есть счет в швейцарском банке. И каждый день на этот счет поступает 1140 евро, и Вы свободно, на ваше усмотрение, можете ими распоряжаться. Но есть один важный нюанс: ежедневно, ровно в 24.00 все деньги, оставшиеся на Вашем счету неиспользованными за день, обнуляются!

Подумайте, как бы Вы поступили в данном случае?

Думаем, что большинство из вас хотели бы максимально полно использовать этот ресурс.
Почему мы заговорили об этом?

Ежедневно на индивидуальный счет каждого человека поступает ровно 1440 минут драгоценного времени. И, как в истории, описанной выше, этот счет обнуляется ежедневно, ровно в 24.00.

Только от каждого человека зависит, насколько эффективно он воспользуется этим временем.

1.Планируйте, используя ежедневник.

Проведенные исследования показали, что использование ежедневника позволяет повысить эффективность планирования времени на 60%.

2. Планируйте только часть рабочего времени.

3.Определяйте приоритеты в делах.

Все задачи, которые вам следует сделать, можно дифференцировать на три группы по степенями их важности:

  • группа «А» — наиболее важные,
  • группа «В» — задачи среднего уровня важности,
  • группа «С » — задачи наименьшей важности.

При внесении в ежедневник запланированных задач у каждой ставьте соответствующую букву, которая отражает степень важности, и Вам будет легче управлять временем в динамически изменяющихся условиях. Таким образом, вы всегда будете понимать, чему стоит уделить больше времени и за счет чего это можно сделать.

4. Отображайте в планах ожидаемые результаты.

При составлении плана пытайтесь определять, каких результатов Вы ожидаете при выполнении запланированных задач. В этом случае Вы сможете оценить, насколько результативными были Ваши действия, и своевременно внести коррективы.

5. Ежедневно анализируйте выполнения своего плана.

Ежедневно вечером в конце рабочего дня, анализируйте, что из запланированного Вы выполнили, и что Вам выполнить не удалось. Старайтесь понять, что помогло и что помешало.

6. Для решения наиболее важных задач используйте наиболее работоспособное время.

Соблюдение этих правил во многом изменит вашу эффективность и работоспособность.

В комментариях напишите, какие методы, приемы, способы используете вы, чтобы эффективно использовать свое время.

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Время – деньги. Говоря это, мы подразумеваем, что понимаем важность рационального использования времени .

Но как мы в действительности используем этот ценный ресурс, данный нам вселенной?

Используем ли мы время с пользой или бездарно тратим его на малозначимые вещи?

Существуют десять простых и эффективных способов как эффективно использовать время, которые позволят извлечь максимальную выгоду из предоставленных рабочих часов и значительно ускорить вашу эффективность и движение по лестнице.

Часто мы стараемся избежать трудных или неприятных для выполнения задач. Именно такими работами следует заниматься в первую очередь . Для стимула можно вознаградить себя за такой подход.

Важно! Не стоит тратить время на незначительные мелочи и на вещи, которые вы считаете не важными. Упорно и настойчиво идите к цели. Выделите самое важное дело и приступайте к работе. Это – самый действенный способ использования времени.

Устанавливайте для себя крайние сроки выполнения работы, чтобы эффективно использовать время

Чем ближе назначенное вами время окончания работы, тем быстрее вы будете достигать поставленной цели.

Полностью сконцентрируйтесь на том, чем вы сейчас занимаетесь

Ибо мы, занимаясь одним делом, часто позволяем мыслям неторопливо двигаться к другим задачам, которые должны выполняться в свое время. Воспитывайте в себе дисциплину, для этого не нужна большая сила воли.

Ведь вы – хозяин ситуации. Дополнительно заставляйте себя не реагировать на внешние раздражители , а телефоны просто отключайте.

Приучите себя рационально вести телефонные разговоры

Сначала подготовьтесь к разговору, составьте перечень вопросов, на которые вы обязательно должны получить ответ. Обязательно представьте себе собеседника и предугадайте течение разговора.

Полезно! Возможно, ваш собеседник слишком разговорчивый или отвечает неохотно на поставленные вопросы. Если заранее набросать план разговора и иметь заготовки на случай возникновения заминок в разговоре, то это поможет избежать пустых трат времени.

Старайтесь получить из телефонного разговора как можно больше выгоды именно для себя , а не для собеседника.

Если вы отвечаете на звонок, то постарайтесь получить как можно больше полезной для себя информации : запишите Ф.И.О. собеседника, место его работы, контакты для связи с ним, возможно, номер мобильного телефона.

Считайте эти сведения своей добычей, и помните, что получение информации не стоило вам ни копейки.

Не медлите с ответом на письма

Если вы читаете свою почту (в том числе электронную), то старайтесь сразу разобраться, что вы должны сделать . Если можете дать ответ, то немедленно отвечайте, чтобы не размывать рабочее время.

Если для ответа нужна информация, то установите себе напоминание о сроке ответа на конкретное письмо. Если вы даете поручение вашему сотруднику, тут же установите для него срок и другие детали подготовки ответа .

Ненужные письма уничтожайте или направляйте их в соответствующие отделы.

В любом случае, не позволяйте непрочитанной и необработанной почте становиться для вас причиной стресса.

Обязательно фиксируйте мысли, приходящие вам в голову

Даже ночью имейте возможность записывать мысли и идеи . Если ценное соображение приходит вам в процессе работы, перенесите его тут же на бумагу и не теряйте. Если сейчас вы сконцентрированы на чем-то одном, это не значит, что можно растрачивать ваш творческий потенциал в виде приходящих время от времени мыслей.

Будьте начеку при общении с посетителями

Внимание! Если вы имеете дело с «говоруном», то сумейте прервать вашу беседу, чтобы не растрачивать драгоценное время впустую.

Это не значит, что вы должны закрывать другим людям доступ к себе, но установите для себя правило рационально принимать посетителей.

Это правило со временем станет правилом и для ваших посетителей: говорить только по делу!

Приучите себя участвовать только в делах с максимальной прибылью

Потратьте несколько минут для честного анализа того, на что вы тратите время . Самые продуктивные часы должны приносить пользу вам, а не кому-то другому.

Используйте время поездок и ожидания

В аэропорту, в приемной, в автомобильной пробке займите себя полезным делом. Это избавит вас от нервного ожидания и напомнит вам о насущных делах. Читайте важные материалы, слушайте полезные аудиозаписи , делайте звонки нужным людям.

Чтобы эффективно тратить время — находите время для отдыха

С точки зрения очень важно делать перерывы . Отпуск и выходные дни – не пустая трата времени, если вы стремитесь восстановить силы в это время. Вам необходимо время от времени отвлекаться от дел, если Вы хотите добиться успехов. Это – самый приятный способ использования времени!

Полезное видео

На видео вы увидите советы Брайна Трейси по тайм менеджменту:

Люди, которые достигают наибольших успехов, не теряют ни мгновенья из данного им времени. Станьте и вы человеком, для которого время – ценнейший ресурс. Научитесь распоряжаться своим и чужим временем, ведь это выгодно для вас и для вашего дела. Удачи Вам!

Является организация, то есть поиск ресурсов и людей, которые способствуют нашему развитию.

Существует три ключевых жизненных ресурса:

  • время;
  • энергия;
  • деньги.

В этой статье мы поговорим о времени, потому что эффективно использовать этот ресурс очень непросто, но делать это должен уметь каждый из нас.

Что ты хочешь?

Я хочу убить время.

Время очень не любит, когда его убивают.

«Алиса в Стране чудес», Льюис Кэрролл

Уверен, вам приходилось слышать такие фразы: «У меня нет на это времени» или «Я с трудом успеваю работать, какой там…». Из всех ресурсов только время является абсолютно невосполнимым.

Философ Б. Фуллер говорил: «Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тысяч часов. Из них 200 тысяч я проспал, 100 тысяч ушли на то, чтобы есть, пить, восстанавливать своё здоровье, 200 тысяч часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся - 60 тысяч часов я провёл в дороге. Остаток - время, которым я мог располагать свободно, - составил всего около 40 тысяч часов, или около полутора часов в день».

Главный вопрос: как провести это время с пользой?

Написаны десятки хороших книг по тайм-менеджменту. Я поделюсь лишь некоторыми принципами, которые помогут вам лучше управлять этим ресурсом.

Контроль

Не обманывайтесь своим календарём. В году столько дней, сколько вы можете использовать. Так, в году одного человека всего семь дней, в году другого - 365.

Чарльз Ричардс, американский пятиборец

Контролируйте своё время. Чтобы в ваших сутках было 24 часа, а не два, три или пять, вы должны чётко понимать, на что вы их расходуете.

Есть люди, которые под вечер говорят: «Ну вот, ещё один день пролетел незаметно». А есть те, кто этот вечер проводит с пользой, например за чтением книг, только потому, что так было .

Заведите ежедневник, используйте записки, ставьте крестики на руке. Вы осознаёте ценность времени только тогда, когда начинаете его замечать. Не давайте своему времени пролетать, ловите его и заставляйте работать на себя.

Жертва

Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.

Джексон Браун

Мне очень нравится этот афоризм. Немногие понимают, что у всех нас одинаковое количество часов в сутках. Мы видим людей, которые бегают по утрам или успевают выполнить сверхурочную работу, и задаёмся вопросом: как у них это получается?

Всё очень просто: эти люди пошли на определённые жертвы. Вы должны понимать, что цель развить в себе какой-либо навык или добиться в чём-то высоких результатов должна неизбежно вытеснить из вашего расписания другие дела.

Есть студенты, которые на лекциях сидят в смартфонах, а есть те, кто внимательно слушает преподавателя. Есть те, кто в семь утра спит, и те, кто медитирует. Есть те, чей пятничный вечер заканчивается тусовкой в клубе, и те, кто в это время работает над новым проектом.

Не обманывайте себя. На самом деле фраза «Я начну учить английский» звучит как «Я начну учить английский вместо того, чтобы проводить время за компьютером».

Всегда сразу обозначайте, от чего вам придётся отказаться, чтобы достичь намеченных результатов. И постоянно напоминайте себе, что оно того стоит.

Дисциплина

Люди не меняются в один миг.

«Жестокие игры»

У вас есть вдохновляющая цель, готов план, и вы начинаете следовать своему новому расписанию. И вот проходит день, два, три, но что-то определённо не так. Вы спрашиваете себя: «Ну и где же результат? Почему я ещё не стал миллионером?»

Источник мотивации исчерпывается. Но даст вам нечто большее - постоянство в работе над собой.

Наша мотивация - ручной генератор. Мы получаем её заряд и начинаем судорожно крутить ручку, вырабатывая энергию для изменений. Посмотрели вдохновляющий фильм, сходили на тренинг, прочитали книгу, но проходит день, два, и мы делаем всё меньше и меньше, пока не говорим себе: «Ну всё, я сдаюсь».

Дисциплина - это двигатель. Вы конструируете его шаг за шагом, совершенствуете, увеличиваете мощность. Если вы включили его однажды, он уже не сбавит обороты. Контролируйте его работу и вносите корректировки. Да, он тоже не вечен, но его заряда вам хватит надолго.

Формируйте дисциплину небольшими усилиями каждый день. Постоянно работайте над собой, вырабатывайте новые привычки, отказывайтесь от старых. Главное, ни на минуту не переставайте следовать вашему плану. Если будет слишком трудно, просто скажите себе: «Сдаваться можно, но только завтра, а сегодня продолжай работать». И так каждый день.

Это не психологический обман, это принятие факта, что меняться нужно в настоящий момент и проводить его с максимальной пользой.

Что делать?

  • Заведите ежедневник, скачайте приложение-календарь, купите книгу по тайм-менеджменту. Посчитайте, сколько времени у вас осталось, чтобы работать над собой.
  • Перед тем как , составьте список того, чем придётся пожертвовать ради неё. Ответьте сами себе, что для вас важнее, и только после этого начинайте работать.
  • Учитесь дисциплине. Выполните свой план на сегодня и продолжайте повторять его, пока он не станет частью вашего распорядка. Помните: привычка формирует характер.

Если у вас есть свои способы улучшить организацию времени, пожалуйста, напишите мне на почту [email protected] или в VK.

Время - самый ценный дар, который может дать нам жизнь. По-настоящему успешный человек всегда расходует свое время мудро - именно поэтому он успевает так много за столь короткое время. Для современной женщины эта аксиома актуальна, как никогда, ведь совмещение работы и карьеры дает о себе знать: все меньше времени остается на себя и свои нужды, а ведь так хочется все успевать и жить полноценной жизнью. Отсюда постоянная усталость, неврозы и раздражительность - груз ответственности и спешка дает о себе знать.

Планируйте свое время

Планирование времени - пожалуй, самый эффективный шаг к разбору завалов. Если Вы считаете, что это отнимет лишнее время и будет не эффективно, попробуйте хоть один день расписать свои дела, расставив их в порядке приоритета. Заведите себе красивый ежедневник, который вам приятно будет брать в руки, и записывайте туда все планы.

Выделите самые важные и первостепенные дела в своём ежедневнике другим цветом, чтобы постоянно обращать на них внимание. После их выполнения приступайте к делам меньшей важности и так далее. Самое главное - оставляйте себе некоторый запас, не ставьте четкие границы времени. Жизнь не является чередой четко поставленных временных рамок, случаются и форс-мажоры, которые запросто могут вывести Вас из колеи. Поэтому так важно, чтобы временные рамки оставались размытыми - в случае неожиданных проблем запросто можно все переиграть.

Если Вы не знаете, по каким критериям разделять дела, попробуйте вот такую простую систему:

1. Важные и срочные дела;

2. Важные, но не срочные дела;

3. Неважные, но срочные дела;

4. Неважные и не срочные дела.

Каждую группу выделяйте определенным цветом. Поначалу будет сложно, но со временем Вы привыкните, и легко будете распределять свои обязанности.

Проявите силу воли

Постарайтесь ограничить так называемые «ловушки времени» - занятия, которые отвлекают и тратят время, не давая ничего взамен. Это могут быть посиделки в Интернете на любимом сайте, просмотр очередной серии сериала, чтение газет или просмотр телевизора. Такие ловушки быстро и навсегда отнимают драгоценно время, которое можно было потратить на изучение английского или на выполнение другого важного дела. Часто, сами того не замечая, Вы можете потратить приличное количество времени, и опять в спешке выполнять необходимые дела, загоняя себя в бесконечный круг усталости.

Выполняйте по одному делу за раз

Как бы ни были Вы многозадачны, как бы хорошо бы не справлялись со многими делами одновременно, золотое правило планирования времени - выполняя дело, полностью ему отдавайтесь. Дело в том, что выполняя несколько дел одновременно, очень легко упустить мелкие детали, из-за которых придется еще не раз вернуться к выполнению одного и того же дела. В результате, Вы тратите на выполнение задачи гораздо больше времени, чем могли потратить изначально, займись Вы этим делом от начала и до конца. Боритесь с соблазном показать себя с лучшей стороны, и делать все сразу - все равно в итоге придется либо просить посторонней помощи для выполнения сложного задания, либо опять падать с ног от усталости.

Второй аспект - постарайтесь максимально погружаться в задачу и впитывать информацию, соответствующую Вашему текущему делу. Это увеличит эффективность работы. Никто не способен переключиться с одного дела на другое моментально, без потери времени. Однако чтобы удержать внимание на одном большом деле нужно большое количество энергии. Поэтому имейте под рукой несколько мелких дел, которые не требуют погружения в них с головой, лучше всего чисто механических. Они позволят отвлечься без потери внимания, кроме того, наша психика такова, что монотонная работа, не требующая мысленных усилий, помогает сконцентрироваться на истинно важных делах и увеличивает мозговую активность.

Постоянно анализируйте

Следите за тем, на что Вы тратите большое количество времени и подумайте, как можно это изменить. К примеру, большое количество времени уходит на то, чтобы найти и выбрать, что Вы будете готовить и купить продукты. Выход простой: заранее пишете списки того, что необходимо приобрести. Используйте ни чем не занятые промежутки времени, чтобы распланировать Ваше меню.

Соблюдайте режим сна

Как бы ни хотелось закончить все дела вовремя и лечь спать чуть позже - лучше пожертвовать неважными делами и лечь вовремя. Усталость и недосып сильно снижают работоспособность, и на следующей день Вам труднее будет выполнить список дел.

Делегируйте свои обязанности

Не стремитесь возложить на себя все обязанности и героически с ними справляться. Если на минутку оглянуться и посмотреть вокруг, то картина, которая откроется, удивит - мир не развалится, если дела будут выполнены кем-то другим, и Ваши друзья и коллеги могут со всем отлично справиться.

Работа по звонку

При выполнении какого-либо дела очень трудно следить за временными рамками. Установите напоминание на смартфоне, либо используйте специальную компьютерную программу - разделите день на временные отрезки. К примеру, ставьте таймер на пятьдесят минут работы и в этот отрезок времени ни на что не отвлекайтесь, занимайтесь только нужным дело. Затем устанавливайте так же таймер и на отдых.

Интервалы могут быть разными: к примеру, сорок минут работы и двадцать минут перерыва, или пятьдесят минут работы и десять перерыва. Самое главное - в отрезок времени, выделенный для работы, занимайтесь только делом, а в отрезок времени, выделенный для отдыха, освобождайте голову от работы. Такой метод позволяет не следить за временем и при этом эффективно его распределять.

Займитесь оптимизацией

Сколько бы времени Вы не тратили на свои дела, если большая часть времени уходит на подготовку - Вы не будете никогда ничего успевать. Старайтесь содержать свое рабочее место в порядке, не допускайте захламленности. Задумайтесь, как можно сделать так, чтобы поиск вещей и подготовка к другому делу занимала как можно меньше времени?

Не забывайте отдыхать

Трудоспособность - ресурс не бесконечный, и отдых необходим даже трудоголикам. Тратьте время на себя, позволяйте себе прогулки с друзьями, посиделки в кафе. Жизнь - это не только работа, тогда яркие впечатления не только наполнят Вашу жизнь, но и позволят чувствовать ее полноценность, а это точно скажется на вашей работоспособности.