Может ли ребенок болеть из. Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей. У ребенка болит ухо

Прорезывание зубов важный, а порой сложный период для малышей и их родителей. Закладывание зачатков зубов их правильный рост и здоровье происходит в утробе будущей мамы.

У каждого грудничка прорезывание зубов – это индивидуальный процесс.

Среднестатистический малыш сталкивается с этим процессом с трехмесячного возраста, заканчивается период к трем годам. Бывают случаи, когда новорожденный рождается уже с 1-2 зубками.

  1. Беспокойство во время сна.
  2. Насморк с прозрачной водянистой жидкостью.
  3. Покраснение горла.
  4. Снижение или отсутствие аппетита.
  5. Постоянное чесание десны и сильное слюноотделение. Ребенок начинает тянуть все в рот.
  6. Повышение температуры от субфебрильной до пиретической (37-40°C).
  7. Капризное поведение (плач, вялость, беспокойство, раздражение).
  8. Кусание груди матери или соски.
  9. Десны краснеют и набухают. Иногда проявляется на месте будущего зуба белая полоска или пурпурного цвета, это укажет на появление зуба в ближайшие несколько дней.
  10. Понос, рвота.
  11. Срыгивание.
  12. Неприятный запах из ротовой полости грудничка, редкий признак, но возникает при занесении инфекции в этот период.

Признаки могут быть смешанными или, вообще, отсутствовать. У некоторых детей проявляется 1-2 признака перед самым появлением зуба из десны.

Видео от эксперта:

Опасность покраснения горла в этот период

Во время прорезывания зубов организм грудничка ослабевает и становится уязвимым к болезнетворным бактериям или простудам.

Когда у малыша лезут зубы, то ребенок без конца засовывает разные предметы в рот, которые не всегда стерильно чистые. Он заносит инфекцию и возникает гиперемия миндалин (возникают тонзиллит, фарингит, ангина), это очень опасное заболевания для таких маленьких детей.

В случае когда некоторые симптомы усиливаются и длятся более 2-3 дней (повышенная температура, красное болезненное горло, насморк с желтыми или зелеными выделениями, кашель или хрипы в груди), стоит обратиться к педиатру.

Покраснение в горле у грудничка может быть признаком заболеваний:


  • механического, термического повреждения;
  • ангины;
  • фарингита;
  • ларингита;
  • тонзиллита;
  • аллергической реакции;
  • ОРВИ;
  • заболеваний желудка, пищевода;
  • проблем с носоглоткой.

Чем помочь малышу?

В этот период ребенку нужно максимальное внимание, доброта и ласка мамы – это лучшее средство для успокоения.

Для снятия болевых ощущений есть специальные гели, мази, сиропы, капли:

  • Калгель;
  • Дентокинд;
  • Холисал;
  • Пансорал «Первые зубки»;
  • Камистад Беби гель;
  • Дентол;
  • Дентинокс-гель;
  • Нурофен сироп;
  • Панадол сироп;
  • Дантинорм капли;
  • Вибуркол (свечи);
  • Беби доктор «Первые зубки».

При применении любого из средств необходимо проконсультироваться с педиатром и ознакомиться с инструкцией.

Важно внимательно наблюдать за поведением ребенка после использования препарата и осматривать на наличие аллергических реакций. Если они возникнут, то препарат отменяют.

Существует еще несколько способов, которые помогут младенцу преодолеть этот сложный период:

  1. Массаж десен (для этого хорошо моют руки с мылом, наматывают на палец стерильный бинт, смачивают теплой, кипяченой водой или отваром трав).
  2. Массаж с помощью прорезывателя, резиновой игрушки, зубной щетки для грудничков.
  3. Массаж с помощью целого яблока или морковки, но этот способ требует дополнительного внимания за ребенком, чтобы он не откусил большой кусок, который может застрять в дыхательных путях.
  4. Надо пересмотреть рацион ребенка, добавить больше продуктов, содержащих кальций (сыр, молоко, творог).

Помогать нужно комплексно, тогда появится шанс преодолеть период прорезывания зубов незаметно для малыша и родителей.

Видео от доктора Комаровского:

Если покраснело горло, есть насморк и температура, то следует использовать жаропонижающие средства:

  • Панадол;
  • Парацетамол;
  • Ибупрофен;
  • Нурофен;
  • Вибуркол;
  • Анальдим;
  • Цефекон Д.

Важно укрепить иммунитет в этот период, тогда заболевание пройдет быстрее и без осложнений.

Для этого подойдут средства:


  • Виферон;
  • Анаферон;
  • Арбидол;
  • Вилозен;
  • Тактивин.

Для очищения носа и лечения насморка используют спреи, капли, растворы:

  • Називин;
  • Нафтизин;
  • Отривин;
  • Рино Стоп;
  • Ринофлуимицил;
  • Синупрет.

Для устранения красноты в горле используют спреи, растворы, обтирания с помощью ватного тампона или марли.

Для обтираний:

  • Мирамистин;
  • Хлорофиллипт;
  • Фурацилин.

Для лечения:

  • Орасепт;
  • Ингалипт;
  • Нео-Ангин;
  • Биопарокс;
  • Гексорал;
  • Лизобакт;
  • Люголь.

Народные методы:

  1. Для младенцев используют протирания из ромашки, мяты, шалфея. Отвар делают на 500 мл воды, выбирают одну из лекарственных трав - 1 ст. л. и кипятят 5-10 минут. Теплый отвар набирают в стакан и протирают горло 3-4 раза в день.
  2. Эффективно протирание десен и горла содовым раствором.
  3. Для детей от 1 года используют полоскание ротовой полости раствором из прополиса и меда, отварами мяты, шалфея, лаванды, зверобоя, валерианы.
  4. Употребление чая с липовым цветом и медом, варенье из малины, смородины – окажут жаропонижающее действие.

Видео от доктора Комаровского о первых зубах:

Главное для родителей в этот период запастись терпением и не раздражаться на очередную истерику или плач. Все пройдет со временем, это естественный процесс.

Прорезывание зубов - нелегкое испытание для детского организма и это состояние сопровождается различными побочными явлениями; индикатором болезненного процесса нередко выступает носоглотка. Важно уметь различать, прорезывание это или инфекция. Независимо от первопричины недомогания, особенно если у ребенка красное горло при прорезывании зубов, необходима помощь специалиста.

Сроки и порядок появления зубов

Время появления первых зубов у детей происходит в период от полугода до полутора лет. И к трем годам у ребенка их насчитывается около 20 штук. Так, первыми, в 6-10 месяцев, появляются нижние центральные резцы, за ними верхние центральные резцы. Дальше прорезываются верхние и нижние боковые резцы. Таким образом, к полутора годам присутствует уже 8 резцов. После начинают расти первые моляры, потом клыки и последние - вторые моляры. Зубы у крохи должны появляться только по очереди, однако иногда они появляются одномоментно.

Первые признаки прорезывания

Первые общие признаки прорезывания зубов у грудничков могут также указывать на наличие простуды или инфекции, а также на изменение окружающих условий. К ним относят: беспокойство, нарушение сна, общее недомогание, слабость, нарушение аппетита, повышение температуры. К местным симптомам относят: обильное слюноотделение, отек и покраснение десен, немного красный корень языка, отказ от груди, ребенок берет в рот пальцы, кулачки, игрушки, реже отмечается небольшая заложенность носа, красное горло.

Зубки и проблемы во время прорезывания

Так как прорезывание зубов непростой процесс для маленького организма, то на его фоне может существенно понизиться иммунитет. Вследствие этого у ребенка возможно повышение температуры тела, нарушение стула, повышенное беспокойство, плаксивость, капризность, могут проявиться неприятные заболевания, такие как молочница, стоматит, кариес. Симптомы, которые проявляются, могут указывать как на воспаление, так и на инфекционное заболевание.

Простуда или зубы

Как разобраться что у ребенка - простуда или зубы? Определить, что является источником недомогания малыша при прорезывании зубов, непросто. Но есть некоторые признаки заболевания:

  • жидкий, пенистый, с неприятным запахом стул;
  • обильные сопли, сопровождаемые слезотечением, и острая боль в горле;
  • сильное повышение температуры или температура держится более двух дней

Во всех этих случаях необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

В случаях если температура держится не более двух дней, изменяется стул, сопли незначительные, даже при некоторой заложенности носа, горло красное, и все это сопровождается обильным слюнотечением - скорее всего, причина в прорезывании зубов. В этом случае, антибиотики не помогут, а лишь усугубят положение.

Простуда и переохлаждение

Простуда возникает в результате снижения иммунитета. Проявляет себя воспалением верхних дыхательных путей, и часто проходит под влиянием на организм хронической бактериальной инфекции; но также частой причиной простуды является переохлаждение.

Воспаление миндалин, аденоиды

Горло покраснело - может ли это оказаться инфекционным воспалением, и как отграничить эти состояния? Тонзиллит, или воспаление миндалин, проявляется двумя формами - острая и хроническая, она нередко протекает вкупе с хроническим аденоидитом, воспалением аденоидов. Симптомы обоих состояний несложно отграничить от состояния при прорезывании зубов: повышение температуры, неприятный запах изо рта, белесый налет на миндалинах, боль и краснота в горле, затрудненное глотание и дыхание, на фоне разрастания лимфоидной ткани и сужения дыхательного просвета.

Аллергия

Цитокиновый всплеск, или аллергические высыпания при прорезывании молочных зубов. Прорезывание зубов - стресс для ребенка, его нервная система испытывает повышенные нагрузки, на этом фоне ослабляется иммунитет, и организм отвечает либо развитием инфекционных состояний, либо снижением резистентности к химическим веществам и средствам гигиены.

При аллергических высыпаниях показаны воздушные ванны, ежедневная гигиена проблемных участков и уход с использованием специальных антигистаминных препаратов.

Инфекции

Главное правило отграничения инфекционного заболевания от прорезывания зубов - следить за сроками повышенной температуры и сопутствующих состояний (диарея, раздражительность, сопли, покраснение горла и т. д.). Если температура держится более двух дней, на языке, деснах, лимфоидной ткани появился белый налет или пузырьки - пора обратиться к врачу, чтобы избежать возможных осложнений и исключить симптомы заболевания, не связанного с прорезыванием зубов.

Лечение

Особого ухода при прорезывании зубов не требуется. Важно больше времени проводить с ребенком, отвлекая его от постоянной ноющей боли. В исключительных случаях используют симптоматическое лечение, например использование антимикробных, иммуномодулирующих препаратов.

Полоскания

Полоскания ротовой полости и горла применяются как для профилактики и лечения инфекционных заболеваний, так и для облегчения болевого синдрома при прорезывании зубов. Для этого рекомендуется использовать отвары шалфея, ромашки, солевые растворы. Желательно проводить полоскание за тридцать минут до или через тридцать минут после еды.


Смазывание горла

Смазывание горла применяется для снятия воспаления при инфекционных заболеваниях и облегчения болевого синдрома при прорезывании зубов. Для смазывания используют: раствор Хлорофиллипта, Мирамистин (используется и в виде спрея), облепиховое масло, масло прополиса. Смазывание проводят или за тридцать минут до или через тридцать минут после еды, с использованием палочки с ватным тампоном на конце.

Народная медицина на защите крохи

Народная медицина предлагает свои способы облегчения состояния ребенка при прорезывании зубов:

  • облегчить боль при прорезывании поможет отвар цветков ромашки или мед (если нет аллергии на продукты пчеловодства). Если приподнять изголовье кровати, приливы крови во время укладывания уменьшатся и боль немного стихнет;
  • снять воспаление можно противовоспалительными средствами - отвар шалфея или корня валерианы;
  • для облегчения прорезывания, особенно если десна сильно набухшие, рекомендуется проводить массаж с помощью резиновых колечек или овощей (свежая морковь, огурец) и фруктов (яблоко, груша).

Нужно учитывать, что при применении одного или нескольких способов помощи своему ребенку, важно исключить возможные противопоказания.

Как убрать красное горло и насморк у грудничков Комаровский

Доктор Комаровский не является сторонником медикаментозного лечения, по этой причине он советует не предпринимать специальных средств в борьбе с воспалением, связанным с прорезыванием зубов. Причиной насморка у грудничка при прорезывании может являться усиленная работа желез в носовых проходах. При наличии дискомфорта, заложенности носа, Комаровский советует использовать сосудосуживающие капли, соляные растворы, аспиратор для удаления слизи. При боли в горле у грудничка, если десна набухшие, доктор рекомендует полоскание травяными отварами и теплое питье.

Для чего нужны молочные зубы?

Как режутся зубы у ребенка?

Прорезывание и смена зубов

Почему нужно лечить и беречь молочные зубы

У дочки второй день температура скачет до 38,4. Что характерно, помажу гелем - падает до 37,4, потом со временем опять поднимается. Вчера как только поднялась в первый раз, сразу поехали в поликлинику. Врач посмотрела, сказала - "зубы, но горло красное" и отправила домой. Дали дочке вечером Ибупрофен, проспала всю ночь без температуры. И до обеда не было. Потом пришла врач, еще раз посмотрела и сказала опять, что горло красное и выписала нам антибиотик. Типа, если температура опять поднимется, то начинайте давать. А сейчас я в растерянности: жутко не хочу давать антибиотик, с начала года уже три раза его пили. Температура так и скачет 38.0 - 37,4. Но дочка живая, все кушает, даже играется, все симптомы прорезывания зубов: и слюна, и грызет все, и капризничает. Что делать? Стоит ли еще сутки понаблюдать или нет? Было ли у кого еще красное горло при прорезывании зубов?

Может ли быть кашель при прорезывании зубов у детей (Комаровский)

Прорезывание зубов – это нелегкое время, с которым приходится сталкиваться рано или поздно родителям. Проходит этот период у всех по-разному, у некоторых деток они вылазят безболезненно и неожиданно, у других детей лезут резцы с болями, истериками и плохим самочувствием.

Может ли быть кашель при прорезывании зубов

Как правило, когда лезут зубы, иммунитет детей ослаблен, поэтому вместе с их появлением могут появиться такие признаки болезни:

  • насморк;
  • кашель;
  • отхождение мокроты;
  • красное горло;
  • осипший голос;
  • хрипы в горле;
  • температура;
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна.

Многих родителей интересует вопрос, может ли быть кашель при прорезывании. Ответ #8212; положительный. Этот симптом часто проявляется, но не стоит думать, что он обязательный, есть множество деток, у которых отростки вылазят наружу безболезненно.

Кашель при прорезывании зубов у детей возникает по следующим причинам:

  • заложенность носа;
  • слюноотделение, которое копится в гортани;
  • скрытое заболевание, которое никак не связано с появлением резцов;
  • длительная простуда.

Также все признаки, о которых сказано выше, могут проявляться при прорезывании коренных отростков. Чаще всего зубки болят во сне и симптомы болезни проявляются в ночное время.

Какой бывает кашель у детей во время прорезывания зубов

Многих волнует вопрос, какой кашель возможен когда режутся зубы. На самом деле он бывает любым: сухой, влажный или мокрый (с мокротой). Ни один из этих типов не нуждается в лечении, ведь медикаментами можно только прогрессировать болезнь.

Мокрый возникает из-за мокроты и слюны, скопившейся в горле – по этим причинам появляется осиплость голоса. Еще у детей может в течение дня несколько раз отхаркиваться скопившаяся мокрота.

Как правило, такой характер симптома продолжается не более 3 дней. Если он становится сильным, к тому же появляются одышка и хрипы, необходима помощь доктора, так как это признаки осложнения простуды.

Сухой #8212; у детей грудничков возникает после длительного плача, вследствие того, что в горле присутствует сухость, малыш начинает кашлять. Подобные явления продолжаются не более двух дней. Если у крохи осип голос, не стоит паниковать раньше времени – это в пределах нормы.

Если вашему вниманию будет интересно почему икает ребенок в утробе матери, просто-напросто кликнете тут. ведь причины внутриутробного икания малыша может быть довольно по разным причинам.

Как убрать красное горло и насморк у грудничков (Комаровский)

Конечно, многие родители начинают переживать, чтобы не заболел их кроха и задаются вопросом чем лечить его. Особого подхода не требуется, нужно лишь как можно больше времени проводить с ним и постоянно отвлекать от ноющей боли.

Сопли во время прорезывания бывают по разным причинам, одной из распространенных является усиленная работа желез в носовых проходах. Обычно у ребенка появляется не насморк, а так называемая слизь, которая выделяет до 4 дней. Если она причиняет дискомфорт, то стоит воспользоваться сосудосужающими каплями. Также можно использовать аспиратор для удаления слизи или соплей малыша.

Если вы не знаете, может ли появиться от зубов заложенность носа, можно посмотреть видео в конце публикации, на котором доктор Комаровский рассказывает о том, как связаны эти явления. Чтобы у грудничка облегчить боль горла нужно полоскать его травяными отварами и пить теплые чаи. Можно почитать рецепты на форуме, спросить у доктора или воспользоваться собственным опытом.

Для того чтобы избавиться от скопившейся слизи в носу, рекомендуется применить АкваМарис в виде капель или спрея. Использовать такой препарат рекомендуется 3-4 раза в день, тем более морская водичка совершенно безопасна.

Читате полезные статьи:

Алена*ташкентская . такие проблемы на мой взгляд лучше решать по мере поступления. Не беспокоит сейчас ребенка ничего существенного - стоит обойтись минимальными усилиями - прохладный влажный воздух, обильное питье, минимальная еда, возможно - поливитамины.
Сейчас я гораздо спокойнее переношу ситуацию, когда у дитя начинается насморк - максимум, что могу сделать - растереть стопы на ночь с разогревающей мазью, либо прогреть в ванне с хвойным экстрактом (плюс описанный выше режим). Просто уже пару раз были собственные наблюдения - не усердствую с лечением, особенно на перспективу - все проходит само собой, начинаю суетиться - получаю по полной программе: ринофарингит, лихорадка, всерьез и надолго. И проверить сложно - было бы так, если бы я оставила ее в покое, бороться самой?

помощник модератора Сообщения: 9061 Зарегистрирован: Пт июл 27, 2007 16:02 Откуда: Силламяэ, Эстония Благодарил (а): 22 раза Поблагодарили: 19 раз Контактная информация:

Ребенку год и 7 месяцев,сегодня пошли в садик и его оттуда вывели с красным горлышком.Как можно за 3 дня вылечить горлышко,не хочется сидеть на больничном,да и ребенок когда подходили к квартире поднял истерику не хотел идти домой,ему в садике очень нравиться

Сообщения: 1234 Зарегистрирован: Пн мар 28, 2005 11:03 Откуда: Калининград Поблагодарили: 1 раз Контактная информация:

latiffa . а кроме красного горлышка есть что-то? На прошлой неделе мы тоже вывели из садика с сопельками и красным горлышком, но еще тем-ра была. Врач прописала для горла ингалипт. Лучше посидите дома - долечитесь до полного выздоровления.

Сообщения: 99 Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 12:58 Откуда: Иваново, Россия

Здравствуйте. а у нас такая беда. Вчера днем накормила малышей (9 мес) кефиром+творожок+фрукты, из холодильника. После ужина (овощное пюре) у мальчика через полчаса началась рвота, потом покакал жидко. У девочки все ОК. Через час после последнего кормления (смесь) мальчика опять вырвало. А ночью поднялась температура 39 и опять жидко покакал. Я дала жаропонижающее (Эффералган), температура упала, мальчик практически спокойно спал до утра. С утра температура опять поднялась до 38,1, попил водички и опять жидко покакал. Я вызвала врача. Врач сказала что у малыша очень красное горло и отечная десна (зубы лезут). И что рвота и жидкий стул - это предшественники, а потом и результат высокой температуры. И выписала антибиотик - амоксицилин в суспензии. Я не знаю что делать, так не хочется малыша антибиотиками потчевать

Может ли при прорезывании зубов у грудничков быть насморк

Развитие зубов у ребенка начинается в то время, когда он находится еще в утробе матери, где и происходит развитие зачатков зубов в деснах младенцев. Очень распространено убеждение о том, что зубы у крохи должны появляться только в строго определенной последовательности и только в определенном возрасте. На самом деле ни строгой очередности, ни строгого разграничения по возрасту нет. У всех малышей это происходит строго индивидуально и зависит от многих факторов. То есть, появление зубов у малышей так же индивидуально, как и набор веса, рост, развитие.
Вернуться к содержанию

Сроки и порядок прорезывания

Сроки и порядок прорезывания

Естественно, что существуют определенные общие тенденции прорезывания зубов, так у большинства деток первые зубы появляются ориентировочно в 4-7 месяцев. Отклонения в большую или меньшую сторону, ни в коем случае не должны беспокоить родителей. В основном первыми появляются нижние и верхние резцы, затем вторые резцы, первые коренные (большие) зубы, клыки, затем вторые коренные зубы. Порядок появления зубов у каждого малыша также может быть другим. Примерно к трем годам каждый малыш становится обладателем ряда молочных зубов в количестве 20 штук, которые сохраняются (при правильном уходе) у него до 6-7 лет, после чего начинается их смена на постоянные зубы.
Вернуться к содержанию

Первые признаки прорезывания

Первые признаки прорезывания

Симптомы, сопровождающие процесс прорезывания зубов у грудничков, также специфичны, как сроки и возраст прорезывания. Так одни дети переносят прорезывания абсолютно легко и безболезненно, их счастливые родители обнаруживают зубы совершенно случайно. У других детей прорезывание зубов происходит болезненно и сопровождается различными состояниями, вызывающими дискомфорт малыша.Болезненность и припухлость десен, усиленное слюноотделение – это те симптомы, которые проявляются у деток за месяц-два до прорезывания зубов (этот срок может быть и короче). Детей начинает беспокоить эти факторы, в результате чего появляется беспокойство, раздражительность, нарушается сон и аппетит. Десны начинают зудеть, в ответ малыш начинает тащить все в рот.Ближе к тому моменту, когда появится зуб, на десне появляется маленькое белесое пятнышко, белесая линия или тонкое белое выпячивание.

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    - Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, детский невролог, доктор медицинских наук

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

– детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.











С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

    Несовершенство вегетативной системы организма,

    Начинающееся респираторное заболевание (продром),

    Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

    Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

    Последствия травмы головы;

    Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

    Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы . Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.


Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу , который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер - нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи:

«Вот заболею и умру, - решил мальчик (а может быть, девочка). - Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

(Из тайных мыслей многих мальчиков и девочек, а также - невзрослых дядей и тетей)

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, «мама - барыня такая» (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти») в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать вывод:

Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.