Помощь логопеда ребёнку. Логопедические занятия для детей. Что делает человечек

Помощь логопеда неговорящему ребенку

Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми

раннего возраста

Сегодня перед логопедами и родителями стоит проблема задержки развития речи детей. Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Почему молчим? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей. Обратим внимание на родителей. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, индифферентные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Такие родители не хотят или не умеют играть с детьми с момента их рождения.

Как только ребенок пришел в адаптационную группу мы проводим обследование и наблюдаем за состоянием речи. Стараемся действовать на опережение, а именно уделять большое внимание профилактической работе. Ориентируемся на то, что все дети придут к нам, а значит, работу с ними и их родителями нужно начинать как можно раньше. В частных беседах родителям рекомендуем проконсультироваться у специалистов – отоларинголога, невролога, психолога. Иногда могут обнаружиться расстройства аутистического спектра, эмоциональные и неврологические проблемы, нарушения слуха. На встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком. Играть, смеяться, улыбаться, петь песни и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Занятия с детьми 2-3 лет требуют особого подхода. Не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 – 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. В данной статье описывается начальный этап логопедической работы – система занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной к нему речи. Описанные ниже игры следует проводить индивидуально или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста – непроизвольность поведения, неустойчивость внимания, несформированность общения со сверстниками – рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Работа с родителями

Логопед не только занимается с ребенком, но и консультирует родителей. Основной задачей является разъяснение того, как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать , многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистый стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки сначала на одну ножку, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговица. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Дождик идет. Надевай капюшон, а я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. Что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал и получилась лужа. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листья упали. Вот желтый лист. А этот какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажи, как много листьев.

Приготовление обеда. Я готовлю суп. Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Вот картошка, а это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. Осторожно, плита горячая! Что это? Морковка и лук. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? Теперь надо посолить. (т.д.)

Построим домик. Смотри какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? Где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик большой или маленький? Покажи. Большой? Я поставила кубики теперь ты ставь. (т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребенка (записывать все слова, которые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровку» значения). Пассивного словаря – тех слов, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Хорошо, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки. Подготовить фотографии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях, регулярно закреплять пройденный материал и т.д.

Работа с ребенком

Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы.

1. Прятки

Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки»

Материалы. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры. Перед началом игры игрушки разложены в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку. Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу на полу. (и т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей)

Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.

- Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша подняла руку. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? (и т.д.)

В этой игре можно менять темы. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3. Покажи картинку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. (и т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличивать количество используемых картинок.

4. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.

Материалы. Тематические предметные картинки.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми предметные картинки изображением вверх. Можно дать общую инструкцию для всех или индивидуальную для каждого ребенка.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, что одевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфета», «сыр»).

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если они не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть.

5. Веселые загадки.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы.

Ход игры. Посадите детей в кружок. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально для каждого ребенка.

- Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он белый, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш).

6. Выполняем команды.

Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.

- Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте команды. Идите! Стойте! Поднимите руки верх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (т. д.)

В этой игре нужно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.

7. Что делает человечек?

Цель. уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры. Перед началом игры раздайте детям картинки.

- Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Я буду загадывать действия, слушайте внимательно, у кого подходящая картинка поднимает руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто ест? Кто прыгает? (т.д.)

Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке. Кто ест яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? (т.п.)

8. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой – мало.

- Посмотрите, тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жестом). Где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? Вот один кубик (логопед показывает жест). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

9. Где много, а где мало?

Цель. научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много».

Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (т.д.)

10. Большой или маленький.

Цель. Научить соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем – использовать картинки.

Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» – приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык жестов и этому учит детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.

Покажите детям большой и маленький мячики.

- Посмотрите, вот мячики, они одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите. (дети показывают жестами).

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11. Где что лежит?

Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует особо выделять в предложении.

- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (т.д.)

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи карандаш под коробку. Саша положи кубик на коробку. (т.д.)

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

- Витя, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (т.д.)

Л и т е р а т у р а

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

    Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С-Петербург: Союз, 1998.

Стоимость услуги начинается от 400 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт и квалификация логопеда, необходимость выезда к клиенту.

Некоторые логопеды предоставляют скидки, если вы заплатите вперед за несколько встреч или готовы заниматься в группе.

400

1300

средняя цена

2200+

Логопед - отзывы

1712

Юлия Николаевна - замечательный логопед-дефектолог, просто прекрасный специалист. Она поставила практически сразу нам букву "с", делала очень хорошо артикуляционную гимнастику с ребенком, давала нужные упражнения для домашних занятий. Мы очень сожалеем, что логопеду стало далеко добираться. Через два месяца мы были вынуждены прекратить нашу совместную работу, но результаты замечательные. Мне Юлия Николаевна очень нравилась, она грамотный логопед.

Оценка 5

Евгения , м. Новопеределкино

Услуги заказа: Логопеды.

1500

У ребенка (4,5 лет) задержка психоречевого развития, СДВГ. Занимались с логопедом-дефектологом с 3,5 лет, но после переезда в Балашиху встал вопрос о поиске нового специалиста. Остановили свой выбор на Юлии Михайловне и не пожалели. Она сумела найти подход к нашему непростому, своенравному, не всегда желающему заниматься ребенку:) Через игры, психологические приемы, без всякого принуждения сын стал выполнять указания, слушать инструкции и заниматься даже дома с мамой. Сам (!) приносит альбом...

с речевой гимнастикой и показывает упражнения, а ведь с предыдущим логопедом он вообще категорически отказывался ее делать. Что-то ему еще дается с трудом, но я полностью доверяю Юлии Михайловне, уверена, что через некоторое время он освоит и сложные задания. Занимаемся уже полгода, результат виден - сын стал строить предложения из прилагательных, глаголов и существительных, а приходили мы с отсутствием фразовой речи. Что мне нравится в специалисте: индивидуальный подход к каждому ребенку, способность менять ход занятия, не теряя его качества (не хочет ребенок что-то делать категорически - меняет условия или берет другое упражнение, методику, направленное на то, что нужно), систематичность (мы понимаем что за чем идет и почему), полная обратная связь после каждого занятия. Планируем продолжать занятия. Большое спасибо!

Оценка 5

Кристина , Балашиха

Услуги заказа: Логопеды.

1250

Нина Анатольевна нам очень помогла. Она ведь занималась с ребенком не как логопед-дефектолог, а именно как логопед. Вся работа была построена на том, чтобы сын лучше стал ориентироваться в пространстве, мы занимались, можно сказать, в профилактических целях, после сотрясения мозга. Нина Анатольевна замечательно с первых занятий смогла найти контакт с ребенком, все 45 минут он прекрасно выдерживал. Если и уходил куда-то, то она с легкостью его возвращала. К трем годам, уже ближе к концу их...

занятий, у нас начал проявляться кризис трехлетнего возраста, когда ребенок стал демонстрировать свое "я". Но и тогда Нина Анатольевна прекрасно справилась, в очень корректной и мягкой форме, результатов мы все равно добились.

Оценка 5+

Юлия , Химки

Услуги заказа: Логопеды.

1000

Татьяна Евгеньевна - потрясающий педагог. У моего сына (3,2) ЗРР. Занимаемся 2 раза в неделю (более 3 месяцев) по авторской методике, направленной на развитие речи. В нашей семье все очень довольны педагогом (есть с чем сравнивать, был опыт занятий с двумя другими логопедами). Начну с того, что Татьяна Евгеньевна очень культурный и приятный в общении человек. Она пунктуальна и обязательна. Мне нравится, как строятся занятия. У каждого занятия есть своя тематика. При этом задания, которые...

выполняет ребенок разнообразны и интересны. Параллельно речевыми заданиями и играми, сын рисует, лепит, режет, клеит и т.п. Все материалы Татьяна Евгеньевна приносит свои (разнообразные игрушки, игры, книги, рабочие тетради и т.п.) Каждое занятие что-нибудь новенькое. Многие материалы просто уникальны. Все это вызывает у моего сына восторг. У Татьяны Евгеньевны в арсенале есть все: рассказы, сказки, песни, стихи. По отношению к ребенку Татьяна Евгеньевна добра и внимательна, умеет найти подход, но при этом не дает сесть на голову. Познакомившись с моим сыном, Татьяна Евгеньевна сказала сразу, что ребенок быстро не заговорит, и нам нужно быть терпеливыми и настойчивыми. Мой сын наблюдается у невролога. Врач считает, что ЗРР у него связана с наследственностью (папа заговорил в 3,5). Он пьет некоторые лекарственные препараты. Сейчас у нас есть успехи, сын говорит многие слова. Я очень надеюсь на долгое сотрудничество с Татьяной Евгеньевной. Для нас она не просто логопед-дефектолог, а настоящий первый учитель. Желаю всем найти своего педагога.

Оценка 5+

Юлия , м. Водный стадион

Услуги заказа: Логопеды.

800

Татьяна Владимировна - замечательный человек,превосходный логопед-дефектолог!Мы ходили к другим "логопедам",но результата так и не было!А с Татьяной Владимировной виден результат был уже после второго занятия!Моему сыну Николаю очень нравиться заниматься с ней!Она добрая,отзывчивая...дети к ней тянуться!Очень нравится,что она требовательна к моему сыну,он её слушает внимательно!Всем советую занятия с этим логопедом!!!

Оценка 5

Екатерина , Киров

Услуги заказа: Логопеды.

400

Я очень довольна работой Людмилы Игоревны и за это ей огромное спасибо. Когда мы пришли к ней полтора года назад мой сын в 4 года произносил только "тата" у нас все было тата и куча диагнозов. Уже после нескольких занятий мы могли выговорить простые слова как лоб нос и пр. На сегодняшний день лучшего специалиста я не нашла хоть и прошли порядка 5 логопедов дефектологов нейропсихолог и пр. специалистов. Еще мне очень понравился ее подход к ребенку т.к. из-за проблем с речью он был очень...

замкнут и капризничал и не хотел заниматься не с кем а к ней с удовольствием шел. Она очень доступно все объясняет составляет программу на каждого ребенка индивидуально, что и как необходимо достичь и когда. Очень разносторонне работает, профессионально подходит ко всем вопросам. Помимо того, что она логопед, психолог, у нее несколько дипломов и большой опыт. Она грамотно подходит к ребенку, прощупывает слабые места и прорабатывает все нюансы, которые нужно было. Все замечательно. Сейчас мы хотим поставить звуки, и планомерно начать подготовку к школе. Результат явный, надеюсь, так и дальше пойдет. Сын ждет занятий, все обоюдно, все по-доброму, поэтому продолжаем заниматься. На занятиях и игры, и шутки, а если ребенок устал, она и поиграет, и пошутит, и даст ему побегать и конфетку. Все замечательно. Педагог замечательный, я рада, что мы вышли на нее, всегда пойдет на встречу и деньги для нее не самое главное а главное результат. Спасибо БОЛЬШОЕ!

Оценка 5+

Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

  • Специалист — логопед, детский психолог.
  • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
  • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
  • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки


Логопедические занятия дома. Статья о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь - это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление - «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском Центре «ЛОГОС» есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того - никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки - это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» - удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» - удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» - чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» - поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант - упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

В последнее время все больше детей нуждается помощи логопеда. Чем раньше родители обратят внимание на те, или иные нарушения, тем проще их будет исправить. Многие специалисты советуют приступать к этому еще в возрасте до трех лет. После же пяти некоторые дефекты речи поддаются корректировке намного хуже.

Нужен ли ребенку логопед

Определить, требуется ли ребенку логопед, родители могут по следующим критериям:
  • в 1 год: у ребенка есть небольшой словарный запас, он понимает простые обращенные к нему фразы;
  • в 2 года: малыш уже может составлять фразы из нескольких слов, знает примерно 50 слов;
  • в 3 года: ребенок говорит предложениями, возможно и не всегда правильными;
  • в 4 года: может объясниться с посторонними, начинает выговаривать шипящие звуки, знает порядка 1700 слов, использует в речи союзы;
  • в 5 лет: малыш уже выговаривает все звуки, знает примерно 2500 слов, части речи, осваивают звуки «р» и «л».
Если у малыша на каком-то этапе возникли проблемы, возможно, потребуется помощь логопеда. Сначала посетите специалиста в детской поликлинике и определите, действительно ли требуется постороннее вмешательство.

При незначительных нарушениях речи родителям могут порекомендовать заниматься самостоятельно. Но как показала моя практика - не всегда это возможно. Например, в процессе выполнения заданий у меня часто возникала сложность, что я не могу правильно объяснить и показать что-то. Некоторые упражнения логопед повторял не только с ребенком, но и со мной несколько раз.

Разумеется, существует ряд отклонений, когда без помощи профессионала просто не обойтись. Как правило, родители таких деток и сами знают, что это необходимо. Впрочем, врачи бывают разные, поэтому если у малыша есть проблемы и Вы обратились, например, к неврологу, не лишним будет узнать, не потребуется ли и вмешательство логопеда.

Говорю я это оттого, что сама совершила в свое время ошибку. После первого посещения невролога, сыну поставили небольшое отставание в речевом развитии и прописали препараты. О логопеде не зашло речи, и я почему-то решила, что помогут лекарства. Так мы упустили некоторое время.

Некоторые родители считают, что помощь логопеда нужна, когда малыш уже разговаривает. Это не так. Специалисту важно чтобы ребенок хотя бы понимал обращенную к нему речь. Чем раньше начнется коррекционная работа - тем лучше.

Как выбрать хорошего логопеда

Без специалиста не обойтись? Тогда необходимо найти именно хорошего логопеда. Объявлений в газетах много, но никто не дает гарантии, что любой предлагающий свои услуги в данной области, является профессионалом.

Хороший логопед может дать и бесплатное объявление в интернете, и найтись в специализированном центре. Цена занятий так же не всегда указывает на профессионализм.

Часто другие врачи, направляющие ребенка на логопедические занятия могут посоветовать одного или нескольких специалистов. Возможно, стоит спросить их совета. Порекомендовать коллегу может логопед в поликлинике, специалисты из психолого-педагогического центра.

Хорошо, когда ответственного врача Вам посоветовал кто-то из знакомых на основе собственного опыта. Но даже в этом случае, не обязательно он подойдет для работы с Вашим малышом. Для логопеда важно не только умет правильно объяснить и показать малышу, как произносить звуки, но и наладить с ребенком контакт. Поэтому хорошо, если Вы сразу найдете несколько вариантов.

На что обратить внимание при выборе логопеда

Чтобы не растеряться во время первого разговора с будущим наставником ребенка и подобрать хорошего логопеда обратите внимание на критерии, по которым можно предварительно определить, профессионал ли перед Вами.

1. Высшее образование.

Логопед, на мой взгляд, должен быть специалистом с высшим образованием, желательно чтобы оно было очным. У выпускников ВУЗов помимо основной специализации есть и дополнительная, на это так же стоит обратить внимание в случае серьезных нарушений.

Так, логопед-дефектолог подойдет малышу, которому нужно развить и интеллектуальные функции, помочь адаптироваться в группе. В случае нарушения у ребенка слуха, хорошо, если с ним будет заниматься логопед-сурдолог. Желательно уточнить с помощью справочной литературы, требуется ли в Вашем случае определенная дополнительная специализация.

2. Стаж логопеда.

Стоит обратить внимание на стаж специалиста. Конечно, можно быть весьма одаренным молодым человеком, но опыт приходит со временем. Это вовсе не означает, что начинающий логопед окажется хуже, но если ребенок плохо идет на контакт или у него серьезные проблемы, человеку с опытом будет легче найти к нему подход.

3. Время коррекционной работы.

Хороший специалист никогда не скажет Вам, сколько конкретно времени потребуется на исправление речевого дефекта, но приблизительные сроки, необходимые на коррекционную работу, он сообщит. Возможно, это произойдет не сразу после диагностики, а в течение первых нескольких занятий. Работа с каждым ребенком индивидуальна, но профессионал не станет отделываться расплывчатыми фразами: «как пойдет, посмотрим».

Родители должны услышать примерно следующее: «я позанимаюсь с ребенком 3-5 занятий и сообщу точнее, сколько времени потребуется на исправление» или после нескольких посещений: «постановка звука займет неделю-две, затем мы приступим к закреплению и следующему звуку».

Даже если у малыша серьезные нарушения речи, в течение первых нескольких занятий грамотный специалист сможет наметить промежуточные этапы и сообщить о них родителям, сказать примерное время прохождения первого из них.

4. Заключение логопеда.

При наличии ярких нарушений речи, хороший логопед никогда не поставит окончательный диагноз только на основании собственной диагностики. Ему потребуется заключение других специалистов. Перечень может разниться в зависимости от характера нарушения, но, как правило, посещение невролога и лора требуется всем.

5. Опыт работы с конкретной проблемой.

Если у ребенка конкретная проблема, например заикание, стоит заранее узнать, есть ли у логопеда опыт работы с ней. Специалист, которого порекомендовали знакомые, может прекрасно разбираться в одной области, но не подойти именно Вашему малышу. Так, в случае с заиканием, у логопеда должен быть опыт проведения логопедического массажа.

Может случиться, что логопед просто откажется заниматься с ребенком. Это не означает, что проблема нерешаема, просто человек честно признает, что опыта помощи детям с определенным отклонением у него нет. Не отчаивайтесь - это шанс найти именно «вашего» специалиста.

В процессе поиска логопеда для сына от нас отказалось двое после того, как увидели диагноз «моторная алалия». Честно говоря, я им за это благодарна больше, чем тем, кто отнял время на бесполезные занятия. Всем родителям, которые так же столкнулись с непростым диагнозом, хочу сказать - логопеда мы нашли и проблема решена, не опускайте руки.

6. Методики, которые логопед намерен применять.

Не стесняйтесь спросить специалиста, каким образом он намерен работать с ребенком, какие методики будет использовать, как будут построены занятия. Логопед должен объяснить, что он собирается делать и в какой последовательности, понятным Вам языком.

Если на родителей обрушивается просто перечень и фамилий без объяснения сути методики - скорее всего, Вас запутывают или пытаются оправдать «свою высокую цену». Конечно, в диалоге может прозвучать несколько незнакомых имен, но все непонятное логопед объяснит.

Маленькая хитрость. Разбираться во всем родители не могут, но если в процессе разговора специалист называет какие-то конкретные методики и имена - их лучше записать. В настоящее время доступно большое количество литературы как печатной, так и в интернете и Вы сможете посмотреть подробнее, если потребуется. Это пригодиться в случае консультации у другого логопеда.

Как оценить работу логопеда

К сожалению, не все специалисты одинаково добросовестно подходят к своей работе. Некоторые просто тянут время и деньги. Конечно, хорошо, если у ребенка сразу, после нескольких занятий заметен прогресс, но это случается не всегда. Тогда по каким критериям можно оценить работу логопеда?

1. Грамотный специалист понимает, что необходима совместная работа с родителями.

Такой человек никогда не станет объяснять Вам в спешке, чем занимается с ребенком, какие возникают сложности, выделит на разговор дополнительное время помимо занятий. Если логопед не против присутствия родителей на занятиях - очень хорошо. Скорее всего, ему нечего скрывать, а для Вас это возможность освоить методику работы с ребенком.

2. Вероятно, от Вас потребуется выполнение определенных заданий.

Коррекционная работа не может занимать 2 занятия в неделю по 30 минут, она должна быть постоянной. Если логопед не советует упражнений, не дает дополнительных заданий - это повод насторожиться, а не радоваться. Хорошо, если занятия, которые Вы выполняете дома, полностью соответствуют тому, что малыш делал совместно со специалистом.

Чему не стоит удивляться - так это характеру заданий. Помимо непосредственно упражнений, логопед может попросить что-то раскрасить или сложить.

3. Ребенок должен идти на контакт с логопедом.

Спрашивайте малыша, если сами не присутствовали на занятии, чем он занимался, понравилось ли ему. Возможно, первые уроки логопеда придутся малышу не по душе - к этому тоже стоит быть готовыми.

Сначала сын капризничал и отказывался идти наотрез, но уже третье посещение логопеда он ждал и шел с улыбкой. Однако если и после нескольких занятий ребенок совсем не хочет заниматься - это повод найти другого специалиста.

От того, станет юный пациент «сотрудничать» или нет, зависит все. Поэтому последнее слово в выборе логопеда за ним.