Повышаем самооценку ребёнку: эффективные советы для родителей. Повышаем у ребенка самооценку Как поднять у ребенка уверенность в себе

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст - это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен - если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы :

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности - умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе - это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок - очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание - меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал - пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, чада;

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия :

  • первая ступенька - самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую - больше плохие, чем хорошие;
  • пятую - плохие;
  • шестую - очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста :

  1. первую - вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая - шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая - крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими ребятами, с удовольствием участвуют в разных мероприятиях, а другие - стеснительны, замкнуты, стараются избегать повышенного внимания к себе, с трудом заводят дружбу и сложно адаптируются к новому. Причины таких различий детей могут быть самыми разными: это и характер, и тип нервной системы, и воспитание. Кроме того, важную роль в поведении ребенка в социуме играет его самооценка.

Формированию адекватной самооценки ребенка важно уделять внимание с самого раннего возраста. Приведем несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок рос уверенным в себе и своих силах, не боялся трудностей, был дружелюбен и открыт для нового и спокойно реагировал на мелкие промахи.

Итак, адекватной самооценке ребенка и укреплению чувства уверенности в себе способствуют следующие действия родителей:

  1. Безусловное принятие и любовь . Этот принцип подразумевает, что ребенок является для родителей любимым и хорошим независимо от его успехов, особенностей и поведения. Он должен знать априори, что его любят и ценят таким, какой он есть. Это не означает, что плохое поведение и поступки должны игнорироваться. Но во время таких ситуаций и их обсуждений ребенок должен понимать: «я поступил плохо и неправильно, но меня за это не презирают, не отказываются от меня». Родителям важно транслировать свои эмоции в отношении поведения ребенка: «я огорчен(а), что ты так сделал», «мне обидно», «я расстроен(а)», «я злюсь». Такие высказывания помимо обратной связи дают ребенку возможность осознавать реакции взрослых, а также образец и пример того, как нужно выражать свои чувства и эмоции. Однако, ни в коем случае нельзя переносить эти чувства на отношения к самому ребенку, как, например, в таких высказываниях: «когда ты так делаешь, я тебя не люблю», «ты плохой, а я люблю, только когда ты хороший», «я от тебя уйду» и т.п.
  2. Своевременная похвала и поощрение ребенка за успехи. Здесь важно, чтобы родители проявляли интерес к деятельности ребенка, его инициативам и устремлениям. Любые его заслуги должны быть отмечены и положительно подкреплены. Для укрепления самооценки также можно хвалить ребенка заранее, проявляя уверенность в его силах относительно предстоящего важного события: «у тебя обязательно получится», «ты это можешь», «ты у меня молодец» и т.п.
  3. Спокойная реакция на неудачи. Если у ребенка что-то не получается, как правило, он и сам переживает. Поэтому со стороны родителей реакция на неудачи должна быть спокойной и обнадеживающей. Нужно своими словами показать сыну или дочери, что в следующий раз все обязательно получится, поддержать его. У ребенка не должно остаться чувство вины и неполноценности. Для этого полезным будет обсудить ситуацию, причины неудачи и дальнейшие шаги, необходимые для предотвращения подобных ошибок. Самим родителям в своих делах тоже нужно стараться демонстрировать оптимизм и целеустремленность, даже если что-то не получается
  4. Избегание сравнения ребенка с другими детьми. Оценивание реальных возможностей ребенка. У каждого есть свои способности, таланты и возможности. И при оценке ребенка всегда нужно опираться именно на них: на то, что может сделать и каких результатов достичь именно ваш ребенок. Сравнение с другими детьми, особенно, если ваш оказывается в чем-то хуже, является главным фактором, способствующим снижению самооценки ребенка. Разговаривая с ребенком о его достижениях и целях, старайтесь обсуждать, что в нем и его успехах изменилось по отношению к прошлому. Акцентируйте внимание на том, что стало лучше и благодаря каким действиям это так, если ребенок старался и сделал многое для этих достижений. В ситуации, когда он расслабился или недоработал - обсудите это с позиции мотивации на будущее. Говорите о том, как для вас важны именно его успехи, а не то, чтобы он был лучше других.
  5. Предоставление возможности ребенку почувствовать себя значимым . Для детей с низкой самооценкой становится привычным то, что с его мнением никто не считается. Постарайтесь найти ситуации, когда вы можете попросить у ребенка совета или помощи в каком-то своем деле или доверить ему ответственное решение, важное для всей семьи. Так он увидит, что может помочь, что в его силах дать совет взрослому, что к его мнению прислушиваются. Обязательно поощрите его за выбор, помощь или совет. На неуверенного ребенка такие ситуации во многом могут повлиять положительно, утвердив его веру в себя и подняв самооценку. Не стоит ограждать его от сложностей, ведь преодоление себя и дает ощущение победы. Однако, по возможности подбирайте ребенку посильные задачи.

Главное, что нужно помнить родителям, что самооценка - вещь подвижная и во многом зависит от общей эмоциональной обстановки вокруг ребенка. Поэтому родители должны стараться поддерживать своих детей во всех начинаниях, позитивно реагировать на достижения и успехи, и, конечно, просто любить своих детей такими, какие они есть.

Как повысить самооценку ребенка?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей .

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки , вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое с тремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" - если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз - о дно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

"Имя"

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками.


Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

Природа возникновения низкой самооценки у детей, будущие проблемы адаптации в их обществе. Методы коррекции и изменение поведения родителей.

Малыш как губка впитывает поведение и язык, который слышит изо дня в день. Его подсознание является плодородной почвой, на которой прорастают зерна слов родителей.

Хотя последние часто об этом забывают или вообще не задумываются. А зря — самооценку ребенку вернуть до адекватного уровня потом трудно. И если этого не сделать, его жизнь может стать полной испытаний, неудовлетворенности и претензий к окружающим.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Выход — начать взрослым воспитание с самих себя, учиться слышать свой голос разума, укреплять осознанность во всех действиях и словах. Рецепт звучит просто, но на практике для его реализации нужно попотеть.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин

Несколько советов по улучшению самооценки у детей:

  • любите, верьте, поддерживайте, успокаивайте и разговаривайте с ними
  • выстраивайте дружеские отношения, будьте в курсе их жизни и переживаний
  • помогайте адаптироваться в обществе на примерах из своей жизни
  • развивайте у них чувство юмора, физические, интеллектуальные, творческие способности
  • планируйте досуг так, чтобы всем было интересно
  • забудьте о крике как способе общения
  • уважайте и принимайте ребенка таким, какой он есть, без попытки перекроить под свои ожидания
  • просите прощения, если обидели его незаслуженно
  • показывайте пример образа жизни, который хотели бы видеть у ребенка в будущем

И самое главное — ответьте себе честно, есть ли у вас проблемы с самооценкой. Может стоит начать с себя, проработать все травмы и ограничивающими убеждениями, а потом с новыми силами помочь ребенку?