Подкажите, как сделать ребенка лицом рекламы или как начать звездную карьеру малыша. Как «раскрутить» ребенка-аутиста в игротерапии. Практические советы Требования к кандидатам для съемки в рекламе

Для каждого отдельного детского центра существуют свои собственные способы привлечения клиентов. В первую очередь необходимо определить, какие именно задачи будет выполнять данное учреждение, чему будут учить детей, какие требования к детскому развитию предъявляют родители вашего региона. Например, если в городе существуют специализированные школы, в которых изучаются иностранные языки, уделяется внимание углубленному изучению математики, информатики, то следует ввести уроки по этим предметам и в детский центр. Также следует тщательно изучить деятельность конкурирующих организаций, с целью избежать повторов и пересечения направлений.

Какие есть способы продвигать детский центр

Рекламировать услуги, предоставляемые детским центром, можно с помощью раздачи флаеров, листовок, брошюр, которые можно организовать в детских поликлиниках, детских садах, кружках, магазинах, одним словом в тех местах, где часто бывают дети и их родители.

Стоит тщательно следить за тем, на какой сегмент потребителей рассчитаны ваши предложения. Например, если ваш центр предназначен для элиты, то не стоит распространять рекламу в спальных районах, где живут среднестатистические работники. В этом случае можно организовать адресную рассылку непосредственно в элитные коттеджи, в микрорайоны, где проживают богатые люди, стремящиеся дать достойное образование своим детям.

Однако не забывайте, что сама услуга детского клуба уже может считаться элитной, вашей компании родители доверяют самое дорогое, что у них есть. Очень важно, чтобы у вас сложились доверительные отношения с клиентом на много лет вперед, не только на момент контакта с рекламным сообщением.

Не стесняйтесь рассказать о себе, снимите фильм о детском центре или опишите основные преимущества в виде красивой брошюры.

Организация мероприятий для детей и родителей

Одним из прекрасных рекламных ходов будет организация бесплатных пробных уроков для детей. Но если вы хотите удержать клиентов, то следует позаботиться о создании прекрасных комфортных условий, как для детей, так и для ожидающих их во время занятий родителей. Это может быть организация уютных комнат ожидания, с подключенным телевидением, с мягкой мебелью, возможностью выхода в интернет, с набором интересных и постоянно обновляющихся журналов. Можно организовать небольшое кафе, буфет, создать небольшую библиотеку и пр. Если родители не будут тяготиться временем ожидания, они с удовольствием согласятся посещать данный центр регулярно.

Подбор персонала в детский клуб

Также важно создать для детей такие условия, в которых они будут чувствовать себя лучше, чем на обычной детской площадке. Лучше, если к работе будут привлечены талантливые, любящие детей специалисты, умеющие находить подход к самым разным ребятишкам. Нужно постараться собрать в центре различных специалистов, которые будут способны сделать интересной и полезной работу сразу многих кружков и направлений. В этом случае многие захотят заниматься сразу в нескольких сферах, например, изучать языки, овладевать рисованием, музыкой, танцами, компьютерными навыками, развивать логику, творческое мышление и пр.

Наружная реклама детского клуба

Чтобы отдать ребенка в ваш клуб любой родитель задаст себе простой вопрос, не получив ответа на которой, ни за что вас не выберет. "Что я знаю об этом клубе?"
Специалисты из вашего клуба должны быть экспертами с публикациями в профессиональных формах, в ваших программах должны быть знакомые родителям термины: монтессори-группы, развитие эмоционального интеллекта итд. Очень хорошо, если Вы стимулируете ваших постоянных клиентов приводить своих друзей и знакомых, есть выгодные всем участникам процесса программы лояльности. Но самым первым аргументом, если отзывов еще нет, будет "я где-то видел этот клуб", это мог быть рекламный щит на Щелковском шоссе, мог быть небольшой пиллар рядом с метро, важно то, что клиент запомнил ваш бренд, снят первый барьер недоверия, и при выборе среди всех остальных вариантов человек интуитивно будет тяготеть к тому, что знает хотя бы "шапочно". Постарайтесь разумно распорядиться этим кредитом доверия, рассказать о себе подробнее в телефонном разговоре, пригласите ребенка и родителя на "тестовый день" в клубе, попросите оставить контакты и напомните о себе перед началом учебного года.

Возраст чаще зависит от того, какой продукт рекламируют и какой сюжет у ролика. Могу только добавить, что подростковый возраст — с 12-13 лет и до 15 — не очень популярен, таких детей снимают редко.

"Главное, чтобы ребенок не боялся чужих людей, любил играть и открывать что-то новое. Ну и конечно, был улыбчивым!"

О.А.: — Нужны и мальчики и девочки, но с девочками проще: мамы и папы гораздо чаще видят моделями дочек, а не сыновей. Внешность востребована, как правило, европейская, но бывают заказы и на этнических деток (мулатов, азиатов). Главное, чтобы ребенок был внешне привлекательным, милым. У девочек ценятся длинные красивые волосы. Мальчики тоже не должны иметь "солдатских" стрижек — это усложняет смену образа. Очень важен вес ребенка, так как дети с лишним весом носят нестандартные размеры одежды и, как правило, не очень фотогеничны.

— Как обычно ищут детей: через модельные агентства, Интернет, знакомых? Какой способ поиска приносит лучший результат?

О.Д.: — По-разному. Иногда приходилось устраивать "стрит-кастинг", то есть искать детей прямо на улице, в парках, игровых комнатах, в магазинах. Вообще ищешь везде! На самом деле, с детьми очень трудно работать, и много-много малышей приходится отсмотреть, прежде чем найдешь того, кого нужно. В последнее время поиск через Интернет дает лучший результат: размещаешь объявление о кастинге на сайтах, где обитают мамы, и ждешь отклика.

— Как долго проходит кастинг? А съемки?

О.Д.: — Сам кастинг для ребенка занимает немного времени. Важно, чтобы ребенок поспал, поел и был в хорошем расположении духа. По опыту могу сказать: лучше всего привезти ребенка спящим, оставить с кем-то в машине, занять очередь — и ни в коем случае его не будить! Если ребенка разбудить, какой бы общительный он ни был, будет трудно заставить его сделать то, что надо.

Съемка обычно занимает один или два дня. Если ребенок совсем маленький — до 5 лет, то обычно закладывается 2 дня — на всякий случай.

На съемке учитывается режим маленького "актера": когда он просыпается, ест, спит днем и ложится вечером. Малышей отпускают погулять — чтобы развеялись. На съемках присутствует врач, перед съемкой он осматривает ребенка, чтобы убедиться, что он здоров. Часто приглашают клоунов или специального человека, чтобы он занимал ребенка. В общем, когда снимают малыша, все крутится вокруг него.

О.А.: — Кастинги бывают разные, как и съемки. Бывают кастинги по фото, а бывает, что ребенку нужно присутствовать и процесс затягивается на несколько часов. Съемки тоже могут длиться час, а могут несколько дней, недель и месяцев, если речь идет о фильме.

— Есть ли какие-то приемы, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно по сценарию? Или нужное поведение должна обеспечить мама?


О.Д.: — О-о-о, приемов масса! И это самый трудный вопрос, пожалуй. Главное — для малыша все должно быть игрой. Бывает, приборы и камеру прячут, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы. Бывает, прячут маму — а с ребенком работает или второй режиссер, или кастинг-директор. На пробах уже обычно понятно, как общаться с маленьким актером, чтобы получить желаемый результат.

О.А.: — Конечно, есть приемы, как рассмешить ребенка, или, наоборот, "сделать" его серьезным. Но, как правило, это диалог — важен опыт фотографа, оператора, модели или актера. Мама как раз ничего не должна, кроме как сопровождать свое чадо. К сожалению, это иногда бывает проблемой в детском модельном бизнесе: нашим мамам почему-то кажется, что они лучше знают, какое платье должен рекламировать заказчик, какую прическу делать стилист, как фотографу снимать, а модели — позировать. Но мы над этим работаем.

Из воспоминаний актрисы Джуди Гарленд, самой знаменитой девочки-актрисы золотого века Голливуда, сыгравшей роль Дороти в фильме "Волшебник из страны Оз" (1939):
Казалось, съёмки не прекращались ни на минуту. Впоследствии Джуди вспоминала: "Мы с Микки [Микки Руни — партнер по нескольким фильмам] снимались день и ночь, работали на износ, когда же мы начинали валиться с ног, нам давали какие-нибудь пилюли или вводили стимуляторы, и мы ещё трое суток подряд не уходили с площадки. Затем нас везли в больницу при студии... Врачи давали нам сильнодействующее снотворное, и мы проваливались в глубокий сон. Через двадцать четыре часа нас будили, мы вновь принимали стимуляторы и приступали к очередной трёхсуточной, без перерывов, съёмке".

— Часто ли малышей снимают вместе с мамами?

О.Д.: — Нет, к сожалению, не часто: вместо мам снимают актрис. Иногда, когда бывают сцены, где не видно лица взрослого, могут снять и настоящую маму — скажем, если ребенку не захочется сидеть на руках у "ненастоящей мамы".

О.А.: — Бывает, но очень редко. На роли мам и пап обычно берут профессиональных моделей или актеров. И это правильно, на мой взгляд: каждый должен заниматься своим делом.

— Как вы думаете, почему некоторые мамы так хотят, чтобы их детей сняли в ролике или журнале? Какие у них цели?

О.Д.: — Все мамы разные, но, скорее, это желание увидеть своего ребенка по телевизору, потому что даже после кастинга многие мамы просят пробы своего малыша.

О.А.: — Есть несколько причин, почему родителей интересует модельный бизнес: удовлетворение собственных амбиций и желание гордиться своими детьми, показывая фото в журналах на встречах выпускников и подружкам; желание развить ребенка во всех направлениях, в том числе и в модельном бизнесе. Есть те, кто попадает в модельный бизнес случайно — и зачастую многого добивается; а есть и те, к сожалению, кто хочет заработать на собственных детях.

— Сколько ребенок-модель может зарабатывать — и зависит ли это от возраста?

О.А.: — От возраста это не зависит, это зависит от гонорара и контракта. Заработать модель может от подарка, игрушки до сотен тысяч рублей за проект.

Обсуждение

Здравствуйте!Сыну 6 месяцев. Светлый с голубыми глазами. Ооооочень улыбчивый мальчик. Хотела бы попробовать пройти кастинг. Буду рада если позвоните.

30.09.2016 22:20:44, Алевтина

Добрый вечер,Нам 10 месяцев,малышка со светло-золотистыми волосами, голубыми глазами,красивая улыбка с ямочками.Веселая, ласковая, отлично ладит со всеми. Хотели пройти кастиг. Фото видео могу выслать. Спасибо

Добрый день, меня зовут Юлия. Мою дочь зовут Пелагея. Дочери 3 годика, активнвя,позитивная,очень быстро идет на контакт как с детьми, так и со взрослыми. Светлые волосы,голубые глаза.Занимаемся плаванием,танцами,планируем начать заниматься гимнастикой. Хотим сниматься в роликах и кино.

23.09.2016 00:06:39, VolkovaY

15.09.2016 14:02:30, Алина Глущенко

Здравствуйте!Дочке 2 годика, очень красивая, милашка,темно русые волосы, карие очень взрослые большие глаза, длинные реснички, кокетливая, общительная, харизматичная)) безумно любит танцевать, повторюшка, активная. Хотели бы попробовать развить малышку в актёрском направлении. 89219431758

Приведенные в статье технологии испытаны на реальных клиентах, в реальном детском центре и продолжают приносить беспрерывный поток родителей, покупающих услуги детского центра.

Для кого будет полезна эта статья:

  • для руководителей детского центра
  • для управляющего детским центром
  • для администратора детского центра
  • всем специалистам по продажам, предпринимателям продающим самостоятельно
  • всем кто не знает, как продавать
  • всем, кто хочет этому научиться
  • всем, кто хочет улучшить свои навыки в продажах

Многие считают, что ключевым в продажах это знание продукта и доскональное понимание рынка. Безусловно, без этого никуда. Но давайте копнем глубже. Чтобы дойти до этого этапа вам нужно заинтересовать собеседника, желательно — проявление интереса к вам. Как в той «формуле-шпаргалке» для маркетологов «AIDA», сначала нам необходимо внимание (attention), а потом интерес (interest). Вот так это работает. И в продажах тоже.

Как часто вам встречались ситуации, когда начиная представляться клиенту, он просто кидал трубку. Без объяснений. Вы уже настроились на презентацию услуг, полны вдохновения, а в ответ слышите гудки, и в итоге разъединение… Либо – представились: «Здравствуйте, меня зовут Екатерина, я администратор талант-клуба «Тотоша». Потом начинается стандартный текст из серии «Ольга, у меня для Вас отличное предложение, у нас в ближайшее время будут проходить новогодние утренники…» и дальше понеслась душа в рай с типичным «менеджерским» текстом. Клиент слышит текст на 2 минуты и в ответ говорит: «ой, не надо», «спасибо, ничего не нужно», «у меня нет времени», «перезвоните»…

Не очень приятное чувство. Правда? И как после такого могут не опускаться руки?

Когда-то и мне приходилось с таким сталкиваться. Но к счастью, придумывать велосипед уже не нужно, есть множество технологий и практических приёмов, позволяющих избежать таких ситуаций. Вы сможете по максимуму включить вашего собеседника в разговор, заинтересовать, а главное – донести цель вашего звонка.

Начнем с основополагающего. Первая причина – отсутствие цели звонка

Как бы странно это не звучало, но у вас всегда должна быть цель звонка. Максимальный фокус.

Состояние только здесь и сейчас. Вы должны четко понимать, что вы сейчас делаете, и к чему вас это приведет. Зачем звоните клиентам и что вам от них нужно. Как только выясните это для себя – уверенность и цель звонка гарантирована.

Вторая причина – желание «впарить» и продать

Мысли только об одном – лишь бы купил.

С таким подходом хорошие сделки не заключаются. Помните, вербалика и невербалика передает информацию в вашей голове напрямую клиенту. Он чувствует абсолютно всё и в любой момент может прекратить общение с вами.

Как от этого избавиться?

Подумайте про то, какую пользу дает услуга, которую вы продаете. Каждый раз, набирая номер или приглашая родителей на пробное занятие, помните про эту пользу. В первую очередь – вы решаете проблему клиента. Почти как врачи, даете рецепт, волшебную таблетку.

Сместите понятие «впарить, продать» – на «помочь, решить задачу».

Третья причина, и по совместительству моя любимая – вы скучны

Кому-то может показаться, что у меня радикальный подход, и количество критики в этой статье среднестатистического менеджера по продажам зашкаливает. Давайте смотреть правде в глаза. Разве вам интересно слушать скучного, ничем не отличающегося от остальных менеджеров, человека, который звонит с предложением купить у него годовую подписку на журнал «Натали»?

Либо вам нужно что-то менять в себе, либо меняйте работу. Продажи не для вас.

Специалист по продажам – это уверенный, полон харизмы, изобретательности и энтузиазма человек. В этом вам поможет книга Фрэнка Беттджера «Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант».

Четвертым пунктом нашего познания будет — паралингвистика

Она прямо «musthave» в общении с клиентами. С помощью нее можно задать темп, тембр речи, интонацию, паузы, звонкость, громкость, артикуляцию звуков.

Без нее никак. Работая над паралингвистикой – вы улучшаете навыки общения. Потому что на 60% важно как вы говорите, а не что вы говорите.

Пятая ошибка — ваша собственная боязнь клиента и боязнь отказа.

Большинство людей боятся заговорить с незнакомцами, а тем более получить слово «нет». Есть простой способ избавиться от этого страха.

Можете взять любые желтые страницы или базу «которую не жалко» и совершить порядка 30 звонков приблизительно с таким текстом: «Добрый день Михаил, меня зовут Екатерина, я недавно работаю администратором и очень боюсь разговаривать с клиентами, могли бы вы помочь мне побороть этот страх и прямо сейчас послать меня куда подальше?»

Вы даже не представляете какой потрясающий эффект дает данное упражнение. Решаете сразу все задачи.

Шестая причина – неправильное представление и сложный непонятный текст разговора

Под неправильным представлением имеются ввиду штампованные фразы приветствия с клиентом. Придумайте оригинальные слова, то, что заставит клиента почувствовать заинтересованность, включенность. Он услышит что-то нестандартное. Возможно, это будет ассоциация с чем-либо.

Не нужно усложнять. Говорите максимально понятно и просто. Если вам нужно объяснить по какому поводу звоните, сделайте это и интересно и просто. Клиент должен включиться и понять, кто ему звонит и зачем.

Седьмая причина — нехватка в разговоре техники активного слушания с вашей стороны

Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:

  1. Поощряйте собеседника . Выражайте интерес, используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.

Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.

  1. Прояснение . Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.

Когда, как это случилось? Правильно ли я поняла что….? Насколько я поняла, это…. Я услышала…

  1. Переспрашивание. Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты.

Т.е, вы бы хотели, чтобы… Не так ли?

  1. Эмпатия. Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.

Вы кажется расстроены этим фактом…?

  1. Выражение сопереживание. Признаем значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Признаем важность проблем собеседника.

Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему… Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом…

  1. Подведение итогов. Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.

Правильно ли я поняла, что…? В итоге, можно сказать что… Давайте подведем итог…

Год издания и номер журнала:

На сегодняшний день опубликовано много работ по игротерапии, однако специфика практической работы с аутистами представлена явно недостаточно. Такие характерные особенности этих детей, как стереотипные действия ребенка, отсутствие речи или ее отстраненный характер, нарушение контактов, эти симптомы делают невозможной совместную игру. Встает вопрос, а применима ли вообще игротерапия к детям с таким диагнозом? В этой работе мы предлагаем некоторые советы, исходящие из нашего опыта практической работы.

Как утверждает Г.Лэндрет, базисом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком. (Миттельдорф, 2007) И в работе с аутичным ребенкам так же важно выстраивать систему отношений, при которой ребенок воспринимается как уникальная личность, заслуживающая уважения. Важно понимать и принимать ребенка, и только при этих условиях с пациентом происходят личностные изменения. Именно система эмпатических отношений с ребенком имеют терапевтическую ценность.

Установление отношений

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать! Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».

По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.

Почему аутист не любит общаться - он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей. В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта. Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы! Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.

Работа с родителями

Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями. Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями. Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.

Роль игры

Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007). Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.

Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Стереотипные движения

Стереотипные движения разного рода встречаются у аутистов довольно часто, но трудность работы игротерапевта состоит еще в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.

Вращение – это один из видов стереотипий, которые мы наблюдаем у аутистов и относим его к симптомам, подтверждающим диагноз. Кажется, что работа должна быть направлена против этого симптома, и надо бы желать, чтобы симптом исчез. Однако, симптом – это скорее костыль, на который опирается больной, утверждала Собчик. Арнольд Минделл и его последователи в процессуальной терапии предлагают усилить симптом. Чтобы понять, что же при этом происходит и для чего он нужен больному. Попробуем предположить, для чего может служить вращение.

Но если отвлечься от больного, то мы найдем немало примеров объяснимого поведения, которое содержит разного рода вращения: это и элементы балета и фигурного катания, спортивная гимнастика, тренировка летчиков, карусели и другие подобные сооружения детской площадки. Это элементы некоторых религиозных практик, например, шаманы и тибетские монахи. Монахи дают свое объяснение этому действию, утверждая, что таким образом они осуществляют нормализацию психических процессов.

Роже Каюа выделяет класс игр, содержащих элементы головокружения. Когда, во время сеанса мы видим, что ребенок начинает это вращение, можно взять его на руки и немного покружиться вместе, при этом, давая символическое значение действию: «мы с тобой кружимся как на карусели». Можно запустить с ребенком юлу или волчок, и потом покружиться с ним на руках, приговаривая, «вот как кружится юла». Нужно при этом очень внимательно следить за выражением лица ребенка. Если такая активность ему приятна, то ребенок улыбается, если же вы перестарались и не уловили, до какой степени вам позволительно дойти, то у ребенка может возникнуть страх, который может фатально повлиять на ваши отношения. В некоторых случаях удается вдвоем с ребенком проиграть в «каравай». То есть пропеть: «как на Мишкины именины испекли мы каравай, вот тако-ой ширины, вот тако-ой ужины…» Но повторяем, что это становится возможным лишь в потоке действий, порожденных кружением самого ребенка.

То есть, мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Природа психических процессов еще хранит много загадок. В окружающей нас микро и макро природе, многие явления представляют собой закручивающиеся вихри. Поэтому игры с элементами вращения: «карусели» или «летящие самолетики» могут влиять стимулирующее на отдельные процессы в работе головного мозга, способствовать созреванию отдельных структур, подобно действии нейролептиков.

В природе много примеров это вращение воды в реке, называемое омутом, такой вихрь способен затянуть на дно хорошего пловца. В космосе мы наблюдаем спирали галактик. Есть вихри в атмосфере, которые способны превратиться в смерч. В ускорителе элементарных частиц сначала такая частица раскручивается в очень маленьком круге. Таких примеров можно привести очень много, но мы лишь хотим аргументировать наш вывод, что ребенок может испытывать объективную потребность в таких вращениях. Почему же психиатр определяет это поведение как нежелательную стереотипию? Потому что аутист не умеет «заключить» это действие в рамки других, социально приемлемых действий. Например, в просьбу: давай поиграем в «карусель».

Иногда внимание ребенка удается привлечь к вращению волчка или юлы, и в другой раз, в момент его стереотипного вращения можно дать интерпретацию, ты кружишься как юла? Давай я буду тебя раскручивать, и вы совершаете имитирующее действие.

Можно сформулировать нашу задачу еще так: пусть это действие приобретает произвольность и управляемость, пусть станет осознаваемым, с нашей точки зрения. Ведь другие дети, которые готовы полдня провести на каруселях, не кажутся нам странными.

Покрывала

Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Хотя родители и не разрешают играть со шторами на окнах, мы можем обойти эти запреты и использовать в работе различные куски ткани. Иногда под рукой оказывается одеяло или можно попросить у родителей дать нам для игры большой платок, а иногда я приношу с собой из дома легкую тюлевую занавеску или косынку. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Надо экспериментировать и внимательно наблюдать. Будучи накрытой большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Иногда мы долго сидим вдвоем под покрывалом, и ребенок складывает кубики или картинки из пазлов, нанизывает колечки на полочку и т.п. Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом моя пациентка легче привлекается к тем заданиям, к которым обычно ее не удается привлечь в домашней обстановке. В комнате всегда много предметов, которые отвлекают ребенка. Потому что ребенок-аутист не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.

Маленькая полупрозрачная косыночка используется нами совсем по-другому. Известный признак аутизма это трудности глазного контакта. Существует множество толкований причины этого факта. Мы предложили простой способ его преодоления. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Так, многие молодые люди прячут свою неуверенность за солнечными очками. В животном мире мы можем найти много таких примеров, когда в ситуации психологического превосходства животное не выдерживает прямого взгляда.

Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него, как бы безопасен.

Хотя я вижу целью наших сеансов, развитие символической игры, умение воспринимать неоднозначность объектов и событий, но в процессе сеанса вполне могут быть использованы задания для развития интеллекта. Если аутист понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями контейнирования накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и не гибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача игротерапевта состоит в том, чтобы предлагать что-то новое, среди знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.

Если сеансы игротерапии проходят дома у ребенка, то я обязательно приношу с собой сумочку своих игрушек. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистом, все наоборот. Как будто у них нет ориентировочного рефлекса? Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру в восприятии. Но, обнаружив у моей пациентки стремление открывать коробочки, теперь приношу на каждый сеанс новую баночку или шкатулочку, или помещаю в знакомую баночку новый предмет. Ей нравится собирать и рассыпать и снова собирать мелкие предметы. Использую для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль. Но психолог должен быть очень внимателен, к тому, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот, не засовывал себе в уши. Если оральное исследование еще присутствует, то такому ребенку давать мелкие предметы не рекомендуется.

Символическая игра

Наблюдения показывают, что аутисты не используют символическую игру. Некоторые ранние психоаналитики давали стереотипным действиям аутистов сложные символические интерпретации. Они исходили из особенностей собственной психики (а откуда же еще исходить!). Эти интерпретации были очень красивыми, но не имеющими никакого отношения к данному ребенку. Однако опыт показывает, что аутиста можно обучить элементарным игровым действиям, носящим символическим характер. И тогда в его голове словно приоткрывается какая-то дверка, и ребенок мало помалу начинает использовать символическую игру, а потом про него врачи говорит, что «аутизм ушел». Символическая игра делает некий прорыв в его туманном и в тоже время ригидном сознании, просветляя его и выстраивая нужные связи.

Та дезорганизация процессов головного мозга, которая приводит в конечном итоге к аутичным проявлениям в поведении ребенка, может быть преодолена через прохождение всех этапов развития игры. Если говорить об аутизме на языке нейропсихологии, то нужно привести большую цитату из книги Семенович А.В.: «Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим, что мозг … это не только правое и левое полушарие, мозолистое тело, их связывающие подкорковые образования. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга совсем телом. И различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Эти разнонаправленные процессы в определенный период синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования окружающего мира». (Семенович, 2007).

Терапевт должен осознавать постепенность терапевтического процесса и не пытаться все ускорить. Мы должны понимать, что полезные изменения происходят из внутреннего мира ребенка, и только тогда, когда психика подготовлена и ребенок готов к изменениям.

Литература:

  1. Егорова А. Строим мостик между мирами. / Журнал практической психологии и психоанализа. №2. 2008.
  2. Миттельдорф У. и др. Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом. / Новые направления в игровой терапии. Ред. Г.Лэндрет. М.2007
  3. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М. 2003
  4. Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет. М. 2005.
  5. Пухова Т.И. Игра на этапе манипулирования и экспериментирования у мальчиков. / Психолог в детском саду. №4, 2007.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. 2007.

Моя мама когда -то в далеком детстве носилась со мной как с писаной торбой.Тогда не было модельных агенств детских.Но меня пропихнули на сьемки несколько картин(не пойдумайте ничего супер- крошечные эпизодики в рядовых проходных картинах. сейчас то и названий таких вряд ли кто вспомнит).Матери мерещилось что я буду звездой.Но лет в 11 из кукленка вдруг получлися гадкий утенок.Нет, потом лет с 16-18 я выросла в обычную симпатичную девушку. Но контарст с очаровашкой в раннем детсве и подростоком был разительный.Мне как то было не очень это важно. а для матери был шок и крушение надежд.С кинематографом было закончено к моему большому облегчению(блин да тяжело это!!! и тяжелая работа даже если ролюшка крошечная прикршечная)Позже мма вдруг обнаружила мои стихи. Ну кто из нас будучи подростоком не писал стихов??? все пишут.Но не у всех мамы как моя. Стихи- обычные самые.вон любой самиздатовский форум откройте- такой билиберды тонны.Но мать подняла шорох что ладно кинозвезда не вышла, но новая Цветаева растет!Во всех местах куда можно и нельзя были разосланы. пару-тройку даже напечаатали- эти вырезки мама хранти до сих пор и порекает меня погубленным талантом.А мне было стыдно пред всеми знакомыми из такой ажиотации. может до сих пор бы стихи писала если бы не мама.Сейчас у меня отличная стабильная налаженная жизнь. Любимый муж и двое сыновей, удачная карьера, хорошая квартира и налаженый быт. А мама страдает по упущенным возможностям и зарытытым якобы талантам и упрекает что я плохая дочь- не оправдала ее надежд(.Не думаю что надо жертвовать ребенком ради удовлетворения своих амбиций- это автору топика.Это ребенка счастливым не сделает