"Подросток как гражданин" план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему. Презентация на тему «Подросток как гражданин Участие в выборах – это

Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане…

  • Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане…
  • - А как надо относиться к своему Отечеству?
  • - Кто такие граждане?
  • - Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?
  • Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.
Цели и задачи:
  • Понимать:
  • значение гражданства как средства формирования личности подростка;
  • сущность гражданства.
  • Знать:
  • термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»;
  • причины участия человека в политической жизни страны;
  • систему справедливых выборов.
  • Уметь:
  • давать характеристику гражданству;
  • определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков;
  • высказывать суждения на обществоведческие темы;
  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
  • Отношения, ценности, внутренние установки:
  • дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка;
  • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока:
  • 1. Гражданство.
  • 2. Твои гражданские права и свободы.
  • 3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина.
  • 4. Обязанности граждан.
В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
  • В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
  • Что означает эта надпись?
  • Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом…
1. Гражданство
  • «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики.
  • - Что же мы подразумеваем под этим понятием?
  • - Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию?
  • Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы:
  • - В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу.
  • - Какие роли выполняет подросток в своем возрасте?
  • - Как вы считаете, какая роль самая ответственная?
  • - Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры.
  • - Можно ли сменить гражданство?
  • - Дайте характеристику гражданству.
  • - Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение.
  • - Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав.
  • - Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства?
  • - Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему?
  • - Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права?
  • - В чем суть гражданства?
  • - Дайте определение понятия «гражданство».
  • - Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России?
  • - Кто и как может внести поправки в данные документы?
  • Подросток – гражданин России
  • гражданство
  • Наследуемая
  • черта:
  • если ваши
  • родители имеют
  • российское
  • гражданство
  • – вы автоматически
  • становитесь
  • гражданином России
  • Гражданство –
  • это права,
  • которыми наделяется
  • человек
  • в обществе и
  • которые оберегает
  • государство
  • Приобретаемая
  • черта:
  • гражданство можно
  • получить, доказав
  • лояльность своим
  • безупречным
  • поведением
  • и трудом
  • на благо России
  • Гражданство можно сменить,
  • но только во взрослом возрасте.
  • Быть гражданином
  • Почетно:
  • Это осознание своей причастности
  • к Родине, ее народу, ее истокам
  • и корням. Гражданственность в России
  • почти всегда была тесно связана
  • с патриотизмом и выражалась в гордости
  • за свою землю, за то, что ты
  • являешься частью ее
  • Выгодно:
  • Если вы не имеете гражданства,
  • вы лишитесь:
  • - постоянной работы
  • - постоянного места жительства
  • - с вами могут произойти несчастья
  • С момента приобретения гражданства человек начинает
  • пользоваться полным перечнем гражданских прав.
  • Суть гражданства состоит в том, что гражданин
  • признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет:
  • защищать тот строй, который она провозглашает
  • бороться с внешним врагом
  • хранить государственную тайну
  • оберегать государство от бунтарей
Делаем выводы:
  • Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
  • Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.
Что их объединяет? 2. Твои гражданские права и свободы
  • Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.
  • Задание: наверняка вы слышали слова: «гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?
Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:
  • Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:
  • Основные права российских граждан.
  • Политические и гражданские права.
3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина
  • Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством.
  • Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.
  • Участие в ведении государственных дел и правосудии
  • Формы участия граждан в политической жизни страны
  • Участие в митингах, собраниях, демонстрациях
  • Самой массовой формой участия граждан
  • в управлении делами общества являются выборы
  • Объединение для создания партий, организаций
Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы:
  • Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы:
  • - В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»?
  • - Кто может участвовать в этих политических мероприятиях?
  • - Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей.
  • - Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации?
  • - С какого возраста можно участвовать в выборах?
  • - С какого возраста человек может быть избран:
  • А) на выборные должности;
  • Б) главой администрации;
  • В) Президентом страны.
  • - Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры.
  • - С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?
Задание:
  • В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.
Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания:
  • Задание: работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте.
  • Участие в выборах – это
  • долг?
  • свобода?
  • ответственность?
4. Обязанности граждан России
  • Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав.
  • А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?
  • Задание: работая с 2 главой Конституции Российской Федерации, заполните таблицу:
  • Обязанности граждан РФ
  • Обязанности
  • Сущность
Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:
  • Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:
  • Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?
  • Определите свою позицию и аргументируйте ее.
Подведение итогов
  • Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
  • Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Подведение итогов занятия
  • Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем.
  • - Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны?
  • - Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  • - Можно ли назвать вас гражданами России?
Домашнее задание:
  • Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания:
  • 1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете?
  • 2 вариант – ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение.
  • 3 вариант – представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников?
Желаю успеха!

«Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики. - Что же мы подразумеваем под этим понятием? - Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию? Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы: - В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу. - Какие роли выполняет подросток в своем возрасте? - Как вы считаете, какая роль самая ответственная? - Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры. - Можно ли сменить гражданство? - Дайте характеристику гражданству. - Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение. - Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав. - Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства? - Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему? - Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права? - В чем суть гражданства? - Дайте определение понятия «гражданство». - Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России? - Кто и как может внести поправки в данные документы?

Основные гражданские права.
Гражданские права, которыми обладают и подростки. Действительно, едва человек родился, а закон уже признает и защищает его основные права и свободы, среди которых – право человека на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования. Ребенок и его мать находятся под защитой государства.К основным правам относятся:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на равенство всех;

Право на уважение человека и неприкосновенность его личности;

Право на жилище;

Право вести тайную переписку, переговоры;

Право на справедливый суд;

Право на свободу мысли и слова.

2. Политические права.
К политическим правам относится прежде всего свобода слова и мысли. Конституция дает нам также право на свободу совести, свободу вероисповедания.
Самое важное из политических прав – это право на участие в управлении государством, но его имеют граждане, достигшие 18 лет. Став совершеннолетними, вы станете избирателями и можете быть избранными в органы власти. Конституция дает нам право цивилизованно жаловаться для восстановления справедливости.
Коллективные и индивидуальные обращения в органы власти -нормальная цивилизованная процедура, признанная Конституцией РФ.

К обязанностям граждан РФ относятся :

1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.

2. Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан (обеспечение детей, выплата пенсий и т. д.).

3. Гражданин должен защищать Отечество. Эта обязанность важна для поддержания безопасности страны и людей, которые в ней живут.

4. Гражданин должен сохранять природу. Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Cлайд 1

Cлайд 2

Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане… - А как надо относиться к своему Отечеству? - Кто такие граждане? - Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России? Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Cлайд 3

Цели и задачи: Понимать: значение гражданства как средства формирования личности подростка; сущность гражданства. Знать: термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»; причины участия человека в политической жизни страны; систему справедливых выборов. Уметь: давать характеристику гражданству; определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.

Cлайд 4

План урока: 1. Гражданство. 2. Твои гражданские права и свободы. 3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина. 4. Обязанности граждан.

Cлайд 5

В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.» Что означает эта надпись? Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом…

Cлайд 6

1. Гражданство «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики. - Что же мы подразумеваем под этим понятием? - Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию? Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы: - В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу. - Какие роли выполняет подросток в своем возрасте? - Как вы считаете, какая роль самая ответственная? - Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры. - Можно ли сменить гражданство? - Дайте характеристику гражданству. - Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение. - Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав. - Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства? - Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему? - Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права? - В чем суть гражданства? - Дайте определение понятия «гражданство». - Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России? - Кто и как может внести поправки в данные документы?

Cлайд 7

Подросток – гражданин России гражданство Наследуемая черта: если ваши родители имеют российское гражданство – вы автоматически становитесь гражданином России Гражданство – это права, которыми наделяется человек в обществе и которые оберегает государство Приобретаемая черта: гражданство можно получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России Гражданство можно сменить, но только во взрослом возрасте.

Cлайд 8

Быть гражданином Почетно: Это осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее Выгодно: Если вы не имеете гражданства, вы лишитесь: - постоянной работы - постоянного места жительства - с вами могут произойти несчастья С момента приобретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Суть гражданства состоит в том, что гражданин признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет: защищать тот строй, который она провозглашает бороться с внешним врагом хранить государственную тайну оберегать государство от бунтарей

Cлайд 9

Делаем выводы: Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.

Cлайд 10

Cлайд 11

2. Твои гражданские права и свободы Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров. Задание: наверняка вы слышали слова: «гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?

Cлайд 12

Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу: Основные права российских граждан. Политические и гражданские права.

Cлайд 13

3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством. Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.

Cлайд 14

Cлайд 15

Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы: - В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»? - Кто может участвовать в этих политических мероприятиях? - Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей. - Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации? - С какого возраста можно участвовать в выборах? - С какого возраста человек может быть избран: А) на выборные должности; Б) главой администрации; В) Президентом страны. - Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры. - С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?

Cлайд 16

Задание: В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.

Cлайд 17

Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания: Задание: работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте. Участие в выборах – это долг? свобода? ответственность?

Cлайд 18

4. Обязанности граждан России Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство? Задание: работая с 2 главой Конституции Российской Федерации, заполните таблицу: Обязанности граждан РФ Обязанности Сущность