Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей. Что делать, если ребёнок вас не слушается Почему ребенок в 5

Как известно, человек формируется в детстве, откуда впоследствии во взрослую жизнь переносятся повадки, привычки, характер, влияющие на состояние его жизнедеятельности. Формирование и становление личности — всегда сложный процесс, который обязательно сопровождается протестом со стороны ребёнка. Зачастую одной из форм детского протеста является непослушание. В таких ситуациях или даже периодах многие родители не знают, как правильно себя вести. В результате — отсутствие понимания между поколениями, которое с каждым разом растёт все больше. Чтобы избежать столь трагичных последствий, родителям целесообразно понять причину непослушания ребенка. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Малыш ни в какую не хочет одеваться? Он не наотрез отказывается мыть руки перед едой? Когда вы говорите: «Нет» / «Нельзя» — швыряет вещи и злится. Дергает кошку за хвост, после того, что вы сказали, что ей больно. Облизывает в автобусе поручни. И тогда вашему терпению приходит конец. Вы перебрали уже весь арсенал: запретили, пошутили, отвлекли — ничего не помогает. Что делать, кода ребенок ведет себя невыносимо и не слушается…

Причины детского непослушания

К основным факторам, способных спровоцировать ребёнка на непослушание, относятся:

1. Возрастной кризис

В психологической практике выделяется несколько периодов возрастного кризиса: год, дошкольный, подростковый / переходный возраст.

Временные рамки могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Однако именно при наступлении возрастных кризисных периодов в жизни ребёнка происходят значительные изменения. К примеру, в год он начинает активно ходить, учится самостоятельности и с интересом познает мир. Родители из соображений детской безопасности вносят различные ограничения в увлекательный процесс, таким образом провоцируя протест со стороны ребёнка.

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

2. Большое количество требований и ограничений

Ограничения и запреты несут максимальную пользу только в умеренных количествах. Когда ребёнку всё и всегда запрещается, он начинает бунтовать. Если очень часто ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ», это вызывает у него протест и непослушание. Для эксперимента можно посчитать количество сказанного слова «нельзя» в течение часа или целого дня. Если показатели зашкаливают, то имеет смысл распространить ограничения только на те действия ребёнка, которые могут быть потенциально опасными для него: игры на дороге, баловство с лекарствами или электрическими приборами. Но не стоит постоянно запрещать малышу шумно играть, бегать или даже раскидывать игрушки.

3. Отсутствие родительской последовательности

Когда родители сквозь пальцы смотрят на мелкие шалости детей, ребятишки считают такое свое поведение нормальным. Но если у вас вдруг разболелась, к примеру, голова, какие-то неприятности и проблемы на работе, был тяжелый день, стрессовые ситуации, пропало настроение — родители наказывают ребенка за поведение, которое всегда считалось «нормальным». Тогда ребенок в растерянности, происходит конфликт, возникающий вследствие непонимания причины наказания. При регулярном повторении таких ситуаций внутренний конфликт начинает выражаться непослушанием.

4. Вседозволенность

В данном случае все ограничения и запреты сняты, и ребенок абсолютно свободен в своих действиях и словах. Родители счастливы, ведь ребенку все позволено, любой каприз удовлетворяется и у ребенка значит «счастливое детство». Но такая идиллия продолжается до определенного момента, когда становится понятным, что ребенок является бесконтрольным. Тогда все попытки привить ему нормы правильного и уважительного отношения сводятся к его непослушанию, ведь ребенок уже избалованный.

5. Несоответствие слов и поступков

На подсознательном уровне дети всегда повторяют поведение своих родителей, особенности которого могут явиться основной причиной детского непослушания, т.к. это скрыто именно в особенностях поведении родителей. Яркий пример — отсутствие выполнения обещаний, в частности, наказаний, результатом чего становится игнорирование родительских слов по причине несерьёзного отношения к ним. Или вы можете обещать наградить чем-то ребёнка за хорошее поведение, но не выполняете своих обещаний. Вот и зачем тогда вас слушать, вы ведь всё равно обманете.

6. Разные требования членов семьи

Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно. Или наоборот, маму слушаться нужно, она всегда защитит, а отца не обязательно. В любом случае сердобольная мама заступится перед этим тираном.) и бабушками с дедушками, для последних из которых свойственно баловать любимых внуков и тогда страдают родители.

7. Отсутствие уважительного отношения к ребенку

В этом случае непослушание – это скорее протест против несправедливости и вашего неуважения. При нежелании родителей слушать и слышать свое чадо, а также их полной уверенности в том, что ребёнок не должен иметь собственного мнения, возникает протест с детской стороны. Важно помнить, что ребёнок — это личность, и у него всегда имеется мнение по поводу всего на свете, пусть даже самого малозначительного. В данном случае на это, как минимум, необходимо обращать внимание.

8. Частые семейные конфликты, развод

Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.

Что касается развода, то для каждого ребёнка — это сильный стресс. Приходит осознание того, что теперь общение с родителями будет происходить по отдельности. Тогда ребёнок начинает практиковать вызывающую манеру поведения, ведь когда он что-то натворит, родители могут на время объединить свои воспитательные усилия, как раз то, что ему нужно.

Видео консультация: Что делать, когда ребенок не слушается?

На вопросы родителей отвечает учитель воронежской вальдорфской школы «Радуга», учитель 7 класса Анастасия Владимировна Елисеева.

Как добиться послушания?

Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:

  1. Соотносите количество наказаний и похвал: за серьёзный проступок ребёнок должен обязательно нести наказание, но также не стоит забывать о похвале.
  2. Следите за тем, как вы выражаете свой запрет и как реагируете на проступок ребенка. Крик и категоричность правильнее заменить спокойным тоном. При этом не следует стесняться своих чувств, откровенно говоря ребёнку, что именно и в какой степени расстраивает. «Сынок, я так расстроена твоим поведением» — поверьте, ребенок поведет себя совсем по-другому.
  3. Используйте альтернативные способы привлечения детского внимания к своим словам. Когда ребёнок сильно увлечен каким-либо занятием, бывает трудно заставить его переключиться на что-либо другое. Как вариант, можно обратиться к нему шепотом (используйте также мимику и жесты). Ребёнок сразу заметит изменение громкости речи и начнёт прислушиваться — что же это случилось.
  4. Не стоит озвучивать свои просьбы много раз , поскольку ребёнок привыкнет к неоднократным повторениям, а реакция с его стороны начнётся только после повтора, за которым следует наказание. Чтобы избежать такого, целесообразно разработать определённый алгоритм действий: первое предупреждение должно быть направлено на стимуляцию ребёнка прекратить свои действия без наказания; второе — если он проигнорировал замечание, должно следовать наказание; после наказания важно объяснить ребёнку причину почему его наказали. При строгом следовании данному алгоритму детское подсознание начнёт реагировать на первое сделанное замечание.
  5. При общении с чадом необходимо отказаться от употребления частицы «НЕ»: Часто в ответ на ваши просьбы: «не бегай», «не прыгай», «не кричи» ребенок делает все наоборот. Не думайте и не волнуйте что ваш ребенок делает вам назло, просто человеческая психика, а особенно детская — устроена таким образом, что фразы с негативным смысловым окрасом опускаются при восприятии. По данной причине целесообразно заменить отрицательную частицу альтернативными словосочетаниями.
  6. Когда ребёнок выражает протест в виде истерики, попытайтесь успокоиться и не обращать на это внимание. Когда ребёнок успокоится, следует еще раз объяснить свою просьбу или требования, используя при этом спокойный тон. Отличным вариантом является отвлекающий маневр, когда детское внимание переключается на более занимательное дело или предмет. К примеру, ребёнок изъявляет желание самостоятельного приёма пищи, но все его попытки заканчиваются неудачей, поскольку большая часть еды оказывается на полу. При попытках взрослых накормить малыша начинаются протесты, истерики и непослушание. Тогда можно переключить детское внимание на куклу, которую ребёнок должен накормить. Ему наверняка понравится такая затея. А в это время становится возможным малыша накормить.
  7. Необходимо всегда соблюдать последовательность в словах, действиях, требованиях и поступках. В случае малейших расхождений ребёнок перестанет слушаться, но не из вредности как это может показаться, а причиной непослушания станет его растерянность. Для достижения максимально положительного результата все члены семьи должны договариваться о последовательности.
  8. Уделяйте ребёнку достаточное внимание несмотря за занятость и различные проблемы. В данном случае речь не идёт о количестве проведённого времени вместе. Важно его качество. Даже полчаса интересного совместного времяпрепровождения с ребенком не сравнятся с целым днем непродуктивного общения.
  9. Относиться с пониманием к детскому взрослению. Именно период взросления чаще всего является причиной непослушания. Часто под влиянием друзей взрослеющий подросток показывает свою «крутость». Таким образом ребёнок старается самовыражаться и доказывать свою самостоятельность. Здесь важно подобрать правильный подход к ребёнку, не потеряв в его глазах авторитет и доверие.
  10. При потере детского доверия и уважения следует постараться вернуть их. Нет необходимости лезть в душу ребёнка, достаточно проявить интерес к его жизни. Может оказаться, что музыка, которую он слушает, не так ужасна, как кажется, а современная литература тоже может иметь глубокий философский смысл. В процессе общения станет понятным, что существует много тем для разговоров, где вкусы и мнения сходятся.

Консультация Яны Катаевой (специалист по отношению в семье после рождения детей): что делать, если ребенок не слушается — 5 советов родителям. Укрепить связь с ребенком

Как восстановить контакт с ребёнком?

Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоциональный контакт с ребенком:

  1. Важную роль в детском послушании имеют доверительные отношения, результатом которых является понимание ребёнком того, что родители пока лучше справляются с проблемами. Преимущество таких отношений в отличие от безоговорочного подчинения заключается в возможности малыша задавать интересующие его вопросы без боязни рассердить родителей. Родители, в свою очередь, должны задавать встречные вопросы, давая понять, что проблема может решаться несколькими способами: «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
  2. При желании попросить ребёнка о важной просьбе не следует забывать о физическом контакте с ним: можно его обнять, поцеловать, погладить. Это будет лучше, чем многократно кричать ему через всю комнату свою просьбу. Посредством прикосновений ребёнок осознаёт обоюдную заинтересованность в выполнении просьбы. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное - отношения, а не желание каждого из нас».
  3. Не менее важно соблюдать доверительный зрительный контактом с чадом. При наличии резких движений и сурового взгляда ребёнок на подсознании начинает обороняться, воспринимая любую просьбу как угрозу и стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Если вы хотите чтобы ребенок постоянно и послушно выполнял ваши просьбы крайне важно благодарить его за очередное выполненное задание или оказанную услугу. Слова благодарности усилят веру ребёнка в то, что его любят и что именно от него зависит улучшение отношений. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Таким образом выработается стимул к труду. Читаем также:
  5. Ребёнок должен понимать, что в особо экстренных случаях, когда имеется угроза безопасности семьи, все ее члены должны беспрекословно слушаться старшего. Для этого малыш должен быть осведомлен о возможных проблемах. Ему следует деликатно объяснить, что строгое соблюдение правил — основа спасения жизней и здоровья людей. При этом можно упомянуть о возможности договариваться с родителями. Не будет лишним, если ребёнок убедиться в готовности родителей слушаться его в особенных случаях.

Ситуации

Любая теория всегда должна подкрепляться практикой. В данном случае для наглядности и своеобразного «практического пособия» для родителей имеет смысл рассмотреть и проанализировать следующие ситуации:

Ситуация 1. Какой возраст больше всего свойственен детскому непослушанию? Когда ожидается, так называемая, точка отсчёта? Характерно ли непослушание для годовалого ребёнка?

В данном случае все сугубо индивидуально, и «точки отсчёта» у всех могут начинаться в разном возрастном периоде. Малыши могут закатывать истерики и в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Большое влияние оказывает среда и люди, которыми окружен малыш. Он может начать подражать мультяшному герою или сверстнику, который заказывает истерики родителям, после чего станет экспериментировать на собственных. В такой ситуации главное правило — отсутствие потакания капризам. В противном случае такое поведение войдёт у ребёнка в привычку.

Иное дело, когда непослушание проявляется в обоснованности требований малыша. К примеру, он изъявляет желание самостоятельно одеться, обуться или поесть. В результате того, что ему не разрешают этого сделать, ребёнок начинает истерить. И в этом он прав. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Ситуация 2. Непослушание и проблемы с поведением могут встречаться и у детей 2-х лет. По какой причине возникает непослушание в таком возрасте? Почему ребёнок не реагирует на просьбы взрослых? И что делать в таких случаях?

Согласно мнениям специалистов, именно в 2-х летнем возрасте у детей начинает формироваться личность, а к 3 годам она уже является почти полностью сформированной. По данной причине в таком возрасте, как уже говорилось выше, не следует потакать детским капризам, иначе потом будет уже поздно.

Также стоит учитывать, что один и тот же ребёнок может по-разному вести себя у разных воспитателей. Все дело в правильной подаче и общении с малышом. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно.

Ситуация 3. Наиболее часто пик непослушания приходится к 2-4 годам и проявляется в частых или даже регулярных истериках. Как правильно поступать, если ребёнок 2-4 лет не слушается?

Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно запастись терпением стойкостью. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Также можно попрактиковать душевные разговоры с ребёнком, который в таком возрасте становится достаточно разумным и понимающим. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

Ситуация 4. В возрасте 6-7 лет ребёнок уже знает цену своим поступкам, различая хорошее и плохое поведение, как можно себя вести, а как нет. Однако и в таком возрасте некоторые дети проявляют непослушание, только уже умышленное «на зло». Какие будут рекомендации для данного возраста?

7 лет — своеобразный рубеж, один из переломных моментов жизни ребёнка, когда он начинает переосмысливать и менять свои жизненные взгляды. А связано это с началом школьного периода, когда начинаются определённые нагрузки и требования. В такой ситуации лучшей родительской тактикой является похвала. Причём тёплые слова необходимо говорить даже относительно незначительных моментов. Именно похвала станет мощным стимулом, ради которого ребёнок будет стараться.

Ситуация 5. Непослушный ребёнок отлично знает реакцию на его проступки всех членов семьи. Часто можно столкнуться с отсутствием взаимопонимания между ними, когда один родитель ругает и наказывает, а другой — жалеет или отменяет наказание. Каким образом должно быть выстроено правильное воспитание в семье? Как добиться единогласного разрешения конфликтов?

Главное, что должны понять все члены семьи — все происходящие разногласия ребёнок оборачивает в свою пользу. Важно избегать таких ситуаций, поскольку велика вероятность потери авторитета. Знание ребёнком реакций всех членов семьи позволяет ему манипулировать ими. Очень часто в таких семьях вырастают избалованные дети, которые впоследствии становятся бесконтрольными.

Во время отсутствия ребёнка целесообразно организовать семейный совет, где следует детально обсудить сложившуюся ситуацию. Важно прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания ребёнка. Также необходимо учитывать некоторые хитрости, к которым прибегают дети: они могут просить разрешения у одного взрослого, но не получить согласия. Тогда они сразу идут к другому — и тот разрешает. В результате — непослушание и неуважение к маме сегодня, которое может вылиться в то же самое к папе завтра.

Читаем также: Дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка —

Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять» , следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?» , а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

Ситуация 6. Всем мамам без исключения знакома ситуация, когда при совместном посещении магазина ребенок просит купить очередную игрушку или сладость. Однако постоянно радовать любимое чадо покупками не представляется возможным. И тогда на отказ о покупке требуемой вещи ребёнок закатывает истерику и в истерике падает на пол в магазине. Как себя вести в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря — это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, — вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас — завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Желание ребёнка касательно сладостей или новой игрушки вполне естественно: у него такого нет или он такого ещё не пробовал. Нельзя его за это осуждать. Лучшим выходом из ситуации станет серьёзный и спокойный разговор с ребёнком до посещения магазина, в котором ему важно дать понять причину невозможности покупки, но не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» — и так далее, спокойно и уверенно. Если же разговор не привел к желаемым результатам, и ребёнок все равно закатил в магазине истерику, забирайте его и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

Ситуация 7. Просьбы, уговоры, доводы и аргументы не оказывают на ребёнка должного эффекта — ребенок не слушается. Какова причина такого поведения? Какие ошибки допускают родители?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

  1. Идти у ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок — личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  2. Обсуждение различных моментов и поведения при ребёнке. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!
  3. Крик на ребенка. Крик — это не только глупа, некрасиво, плохой пример для подражания, но это и неэффективно.

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:

  1. Необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания. В аналогичных ситуациях нельзя поступать двояко, опираясь только на настроение или другие факторы (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  2. В серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей. Если малыш не слушается — наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.


Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов :

  • Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия;
  • Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время. У детей чувство времени развито иначе, и наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего вероятно затаивание обиды;
  • Слово «нет» должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу и поддаться уговорам, можно стать объектом манипуляций. Поэтому думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.
  • Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. Таким образом можно спровоцировать агрессию и закомплексованность;
  • Следует отказаться от постоянного внешнего контроля за ребёнком. Это чревато отсутствием детской самостоятельности, решительности, ответственности, такие дети легко поддающуюся чужому мнению и не способную принимать какие-либо серьезные решения. Все это потом перерастает во взрослую жизнь (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:

  • во время еды;
  • в период болезни;
  • после или перед сном;
  • когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
  • КАТЕГОРИЧНО не нужно наказывать ребенка при посторонних.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Читаем материалы по теме наказаний:

Наказывать или не наказывать ребенка за случайные проступки

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Как наказывать детей за непослушание

8 ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: «Хватит раскидывать игрушки!»
  4. Вы много говорите . Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений. Если ребенок балуется, нужно сказать «Этого делать нельзя!», а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос . Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу «не». Просьбы с приставкой «не» действуют на ребенка наоборот, потому что «не» восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: «Не лезь в лужу» на альтернативные варианты, например: «Давай обойдем эту лужу по травке!»

Истории


Личность ребёнка, а также степень его послушания определяются стилем воспитания, который практикуется в семье:

  1. Авторитарный (активное подавление воли ребенка) . Заключается в подавлении детской воли, когда ребёнок делает и думает только в соответствии с родительскими пожеланиями. Ребенка в буквальном смысле «дрессируют»
  2. Демократический . Предполагает наличие права голоса ребенка, а также его вовлечённость в различную деятельность, связанную с семьёй. хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.
  3. Смешанный . Характеризуется методом «кнута и пряника». родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки». Читаем также:

Результатами одних из таких стилей воспитания являются следующие истории:

1. Слишком умный

7-ми летний Денис — средний ребёнок в семье. Родителей беспокоит отсутствие его реакций на их просьбы. Подозревали проблемы со слухом, но все оказалось в норме. Денис — причина несвоевременного усаживания всех членов семьи за стол, толкучки в ванной по утрам, а также опоздания братьев и сестёр в школу. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Родители начали подозревать у него серьёзные внутренние расстройства, связанные с психическими и неврологическими проблемами.

По результатам обследований выявилось, что Денис обладает достаточно высоким и живым интеллектом. Он с увлеченностью поддерживал беседы, поведал, что шахматы — его любимая игра, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Разговор длился более двух часов, в течение которых Денис не только не устал, но и у него нарастал интерес ко всему происходящему. Непослушание явилось результатом высокой активности мозга и сосредоточением на внутреннем решении более сложных задач. Денисовы родители расстроились, поскольку единственным желанием было «чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы».

Наиважнейшая работа родителей - воспитание ребенка. От воспитания зависит его будущее и будущее родителей.

Развитие ребенка

Когда исполняется 5 лет ребенку, он начинает воспринимать себя в первую очередь как личность. Он замечает различие полов, становится важным, как он выглядит. Ребенок начинает понимать, что отличается от других. Дети этого возраста имеют свое мнение и отстаивают его. Со стороны, кажется, что они несговорчивы и упрямы, но ребенку очень важна реакция родителей. Они хотят нравиться родителям.

Пятилетки развиваются достаточно активно. Основными местами нахождения ребенка становятся дом и садик. Ребенок дома может продолжать начатую в садике игру. Детей не интересуют дорогие игрушки. Они с удовольствием играют любимыми машинками и куклами. Очень нравится детям, когда им читают стихи или сказки. Еще малыши любят играть на музыкальных инструментах, в большей степени игрушечных. Их интересует музыка, и дети увлеченно ее слушают.

Речь ребенка в в этом возрасте осмысленна, он говорит предложениями с использованием обобщающих слов. Словарный запас составляет 2500-3000 слов. Обратите внимание на знание ребенком сведений о себе и родных. Пятилетний ребенок должен уметь контактировать с детьми. Он уже может подойти к другим детям или ребенку, заговорить с ними, начать игру. Чтобы ребенку было легче наладить отношения с детьми, следует учить его сдерживать свойственную этому возрасту беспричинную агрессию. Дети с удовольствием будут играть с пятилетним малышом, если он охотно делится игрушками, умеет поддержать разговор, внимателен к другим детям.

Следует научить его вежливо просить, о чем либо, благодарить, делать комплименты.

Когда исполняется 5 лет ребенку, он продолжает задавать много вопросов. Отвечать ему нужно доходчиво и терпеливо. В этом возрасте дети охотно помогают родителям, выполняют указания. Ребенок с радостью поможет родителям накрыть стол. Ему приятно видеть всю семью за столом, слушать разговоры. Стоит привлечь малыша к обсуждению планов на отпуск, крупных покупок, привлекать к распределению семейного бюджета. Важно помнить, что ребенок запоминает все, о чем говорят взрослые между собой. Он, скорее всего, будет повторять ваши слова в игре и при общении с другими детьми. Ребенок как губка впитывает отношение взрослых к окружающему миру. Поэтому в присутствии ребенка необходимо контролировать свои высказывания и слова.

Ребенка постоянно нужно хвалить за хорошие поступки, не ругать в присутствии посторонних. Малыш испытывает необходимость в любви и учится отдавать ее людям. Больше обнимайте его, дарите всю свою любовь и нежность.

Развивающие занятия для детей в возрасте 5 лет

В этом возрасте ему очень нравится работать с пластилином, раскрашивать картинки, вырезать фигурки из бумаги, склеивать фигурки, строить из деталей конструктора, собирать мозаику. Ребенок запоминает стихи и тексты песен, может пересказать небольшой рассказ, начинает запоминать цифры и буквы. Он может сосчитать до 10, сравнить числа, различать цвета подбирать оттенки, знает алфавит. Пятилетка уверенно различает времена года, части тела человека, распознает живую и неживую природу. Ребенок может рассказывать интересные истории, объяснить предназначение предметов. Он различает понятия: далеко, близко, вперед, назад и т. д.

Очень важны логические игры. Полезным занятием будет сбор пазов и картинок на кубиках. Важно помнить, что ребенок не может делать несколько заданий одновременно. На вопросы ребенка нужно отвечать доступно. Уже можно проводить занятия по развитию навыков письма – писать в тетрадке палочки, крючки и т.д. Перерыв в занятиях целесообразно делать через 15 минут. Старайтесь не перегружать ребенка занятиями.

Мальчики в пять лет могут играть с девочками куклами. Такое поведение характерно для этого возраста. Малышам нравится ходить в гости к друзьям, устраивать чаепитие. Было бы уместным приобрести для ребенка кукольный театр, состоящий из кукол, надевающихся на руку. Так ребенок сможет придумывать сюжеты сказок, или играть роли в знакомых сказках.

В таком возрасте ребенку нужно уделить внимание физическому развитию. Ребенок очень активен. Можно записать его на секции и приобрести спортивный уголок. Ребенок с увлечением и удовольствием будет заниматься на нем. Рост пятилетнего мальчика от 105 до 112 см, рост девочки в 5 лет от 105 до 115 см. Подбирая стол для занятий ребенку, отдайте предпочтение регулируемому столу и стулу. Малыш должен доставать ногами до пола, спина должна быть ровной. Для развития ловкости рук ребенка проводите игры с мячом, лазание и другие упражнения.Комната ребенка должна быть освещена, содержаться в чистоте. Постоянно нужно проводить влажные уборки, следить за освещением рабочей зоны.

Особенности общения с пятилетним ребенком

В пять лет у детей развивается фантазия. Взрослые иногда воспринимают ее как ложь. Нужно научиться различать, когда ребенок обманывает, оправдывая свой плохой поступок, а когда рассказывает выдуманную историю. Нужно объяснить ребенку, почему важно говорить правду и какой вред может причинить ложь. Важно проявить терпение в этом вопросе. Ребенок, скорее всего, не усвоит с первого раза как нужно себя вести. Дети еще не умеют себя контролировать. Многократное повторение может дать положительный результат. Если вы решили наказать малыша это лучше сделать непосредственно после проступка. Позже он не сможет понять, за что наказан. Очень важно в этом возрасте соблюдать режим дня. Детишки еще должны спать в дневное время, а ночной сон должен составить 10 часов. Важно не менять привычную обстановку и образ жизни ребенка. Любое изменение влечет стресс. Он чутко реагирует на малейшее изменение обстановки и правил. Пятилетний ребенок уже может самостоятельно чистить зубы, но родителям нужно постоянно напоминать об этом. Он может самостоятельно купаться под присмотром взрослых.

В пятилетнем возрасте ребенок отдает предпочтение знакомым простым блюдам. Он с опаской относится к кулинарным новшествам. Ребенок в возрасте пяти лет может быть импульсивны, легко возбуждаются, подвержены страхам. Взрослым необходимо следить за своими эмоциями, дети во всем копируют у родителей манеру поведения в семье.

День рождения ребенка

День Рождения ребенка - это праздник друзей и семьи! Пригласите на праздник друзей. Неправильно усаживать сразу детей за стол. Сначала лучше поиграть и нагулять аппетит. Если квартира маленькая можно провести игры во дворе. Подойдут такие игры: «Дело в шляпе», «На что это похоже», «Слова по теме», «Фантазеры». Лучше всего поздравить ребенка неожиданно. Дети обожают сюрпризы. Уведите именинника, выключите свет и внесите праздничный торт. Верните именинника только после отсчета и переодетого в красивый костюм. В программу праздника на день рождения ребенку 5 лет уже можно включить конкурсы с определением победителя. Детям присуще желание победить и азарт. Но не все умеют проигрывать. На таких детей стоит обратить внимание и тем более, если это именинник. Можно воскликнуть слова поддержки готовому разрыдаться малышу. Именинника нужно заранее подготовить и открыть ему секрет: праздник будет веселым и запоминающимся, если всем детям будет весело.

Организовывая игры, стоит придерживаться некоторых правил. Не нужно проводить игру до тех пор, пока она всем надоест. Неплохо будет сделать перерыв на танцы или угощение, так же можно рассмотреть подарки. Иногда дети могут так разыграться, что даже не услышат водящего. В это время уместно провести игру. Еще вначале вы договариваетесь с детьми, о правиле: если взрослый произносит условную фразу, все сразу замирают. Например, «Кошки замрите!» и дети мгновенно исполняют команду. Теперь можно произносить все, что необходимо. Дети услышат вас.

По окончанию игры победителям вручаются грамоты. Чем смешнее содержание грамот, тем лучше. Например: «Данная грамота позволяет владельцу хвастаться победой и показывать прохожим медаль». Подпись: именинник, мама, папа. Веселого праздника!

Обратите внимание!

Родители хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, сильными и мужественными. Однако, психология воспитания мальчика 5 лет – настоящее искусство. Возраст идеален для впитывания важных, полезных для жизни, вещей. Мальчишки уже вырабатывают свой стереотип поведения, родителям придется приложить немало усилий.

Как воспитывать мальчика 5 лет?

Родителям нужно помнить о том, что воспитание мальчика 5 лет - постоянный, непрерывный труд. К этому возрасту ребенок уже многое понимает, различает одежду, интонацию голоса, манеру поведения. У него появляется собственное мнение, зачастую не совпадающее с мнением родительским.

Как правильно воспитывать мальчика 5 лет? Начните налаживать тесный, доверительный контакт. Его наличие поможет понять ребенка, его желания, страхи и мысли. Родители – становятся друзьями взрослеющего ребенка, постепенно выстраивая правильные отношения. Учите сына хорошим манерам. Он уже ходит в детский сад, научите помогать девочкам, воспитателям, пожилым людям.

Ответственность и общение. Умение вести себя в обществе, помогать людям, поможет в будущей взрослой жизни. Доверяйте сыновьям домашние дела. Пускай будет одно простое поручение, например, поливать цветы, но оно регулярное и обязательное. Тем самым прививаем ответственность.

Наказания. Сведите к минимуму наказания, по возможности исключите их совсем. В этом возрасте дети протестуют, и они могут отрицательно сказаться на поведении. Разговаривайте, объясняйте, почему нельзя совершать те или иные поступки.

Кружки. Замечательный возраст, чтобы отдать сына в секцию. Спросите, чем он хочет заниматься, предложите свои варианты. Физические нагрузки, творчество должны сопровождать воспитание ребенка 5 лет постоянно.

Практически советы для воспитания мальчика 5 лет:

  • окружите заботой. Папа в первую очередь уделяет внимание сыну в этом возрасте. Так, он вырастет уверенным в себе, общительным, добрым;
  • покупайте игрушки подходящие для мужских профессий. Самое время для набора инструментов, пожарных машин, самолетов. В игровой форме расскажите о важности профессий;
  • развивайте мужские качества, доброту, отзывчивость. С малых лет готовьте к взрослой, семейной жизни. Если у ребенка есть страхи, постарайтесь помочь от них избавиться;
  • следите за проявлением агрессии. Играйте в спокойные совместные игры, зачастую агрессию вызывает недостаток внимания со стороны родителей.

На самом деле, не сложно воспитывать 5 летнего мальчика. Главное, не забывать уделять ему достаточно внимания, показывать свою любовь. В основном, воспитание сына 5 лет ложится на плечи мамы, но папе обязательно нужно участвовать и проявлять заботу. Папе достаточно выделять пару часов для игр и общения с сыном наедине.

Папе необходимо активно участвовать в воспитании мальчика, чтобы ребенок рос коммуникабельным и уверенным в себе. В этом возрасте рекомендуется начать знакомство с рабочим инвентарем: отвертка, молоток, плоскогубцы. Ребенок с интересом станет помогать папе, чувствуя себя взрослым мужчиной.

Следует помнить о куклах. Мальчикам любопытно переодевать, купать, укладывать куклу спать. Вследствие этого у мальчиков вырабатывается ласковая и заботливая позиция к маленьким детям формируется способность быть внимательными отцами.

Половое воспитание мальчика 5 лет

Наступает время, и дети становятся самостоятельными. Половое воспитание мальчика 5 лет играет важную роль при становлении его как личности. В это время дети осознают отличия мальчиков от девочек по половым признакам. Сыновья хотят быть похожими на папу и ждут момента взросления.

Вопрос, откуда берутся детишки, волнует детей, им это интересно. Родителям трудно подобрать верные слова и наставления. Подготовьтесь к ответам на вопросы, запаситесь знаниями об анатомии и физиологии. Не смущайтесь, малыш по голосу это чувствует.

В данный момент правильно отвечайте на все вопросы, которые интересны ребенку. Для облегчения задачи приобретите книги для детей и родителей, в которых простым языком написаны ответы на каверзные вопросы. Приучайте сына к гигиеническим ежедневным процедурам. Ребенок научится самостоятельно подмываться, ознакомится с обнаженным телом, и не будет стесняться при взрослении.

Про появление детей, расскажите о любви между мужчиной и женщиной, а потом про рождение малыша. Чем сказочней, и менее реалистичная история, тем лучше. Ответы – простые и понятные. Не читайте детям медицинские книги, они их не поймут. Половое воспитание мальчика ложится полностью на отца. На подсознательном уровне папа и сын понимают друг друга, также это способствует развитию доверительных отношений. В будущем мальчик будет делиться своими мыслями и проблемами.

Во время рассказов избегайте тем о насилии. Предупреждайте о таком, но не запугивайте. Разговаривать о сексе в этом возрасте тоже рановато. Достаточно рассказов о том, что мужчины – защитники девочек. Вырастить настоящего мужчину поможет теплая, дружественная атмосфера в семье. Дети ориентируются на отношения между родителями, в будущем часто копируя их поведение.

Воспитание – это не ограничения и запреты. В первую очередь это проявление любви, доверие. Родителям нельзя забывать о том, что мальчик будет иметь свое мнение даже в таком возрасте. Его нужно наставить на верный путь, давая советы.

Следует приучать к галантному обращению с девочками. Мальчикам необходимо понимать, они защитники девочек, помогать им, заботиться о них. Такое отношение необходимо продемонстрировать папе в общении с мамой, бабушкой и остальными представительницами слабого пола.

Советы психолога по воспитанию мальчика 5 лет

В возрасте 4-5 лет дети стремительно развиваются. Усложняется их восприятие мира, воображение, улучшается внимание и интеллект, изменяется поведение. На данном этапе, когда мальчик уже подрос и не требует такой опеки, как в возрасте одного - двух лет, некоторые родители начинают уделять воспитанию меньше времени.

Однако, если вы хотите чтобы ребенок гармонично развивался, усваивал правильные нормы поведения и позже был успешным в школе – этого делать ни в коем случает нельзя.

Воспитывать пятилетнего мальчика нужно, прежде всего, помогая ему усвоить главные нравственные ценности, приобрести необходимые жизненные способности и умения.

Для этого нужно постоянно общаться с сыном: обращать внимание на разные ситуации, происходящие на ваших глазах. Например, увидев драку мальчишек во дворе, необходимо обратить внимание сына на нее и выразить свое отношение к этому действию. Можно объяснить ребенку, что драка – это не способ решения разногласий, можно все уладить мирным путем.

Есть и другой вариант: спросить сына, как бы он поступил, оказавшись в такой ситуации. Это вырабатывает у ребенка способность мыслить и анализировать и позволяет получить первый жизненный опыт.

Все советы по воспитанию мальчиков пяти лет можно свести к следующему:

  • помогайте ребенку познавать мир и развиваться, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, учите нормам общения в обществе;
  • начинайте воспитывать в сыне мужской характер: пусть больше общается с папой, наблюдает за ним, помогает в различных домашних делах;
  • вместе играйте в различные развивающие игры, начинайте готовиться к школе: учиться читать и считать;
  • развивайте в ребенке стать активность и выносливость: гуляйте с сыном, пусть на улице он побегает (на детской площадке), пообщается со сверстниками – это поможет направить его энергию в игры, а не баловство;
  • поддерживать стремление контактировать с девочками;
  • формировать умения и навыки, работоспособность, которые пригодятся мальчику в школе. Прививать любовь к знаниям, чтобы ребенок с нетерпением ожидал поход в школу.

Важно так же не забывать окружать ребенка любовью и заботой, но главное не переусердствовать с опекой. Следуйте данным в статье рекомендациям, и из маленького мальчика вырастет настоящий воспитанный мужчина.

Психология мальчиков в пятилетнем возрасте подразумевает формирование у них основных черт характера, которые они понесут через всю жизнь. Поэтому важно в это время начать воспитывать в сыне мужские качества: смелость, выносливость, уверенность в себе.

Воспитание пятилетнего мальчика включает активные игры, общение со сверстниками на игровой площадке и в детском саду. Рекомендуется покупать сыну игры для мальчиков: пистолетики, машины, конструкторы; рассказывать ему о разных мужских профессиях: полицейский, пожарный.

Моей дочке 5 лет, она ведет себя просто не возможно с раннего возраста. Меня вообще не воспринимает, не слушается, переговаривается. Что касается уборки игрушек - это просто скандал мне приходится ее ругать, кричать, даже и ремень брать, и то не помогает. Реакция происходит тогда когда я их собираю и говорю, что я их выброшу в мусор - тогда у нас истерика начинается. Если я ей уступлю и отдам мешок, чтобы она сама собирала игрушки, она просто про них забывает - добилась своего и все. Я не знаю, что с ней делать, у меня уже нет сил с ней бороться - и по-хорошему и по-плохому, ну никак. Прихожу в садик за ней - пока никого из детей нет, она одевается нормально. Как только кто-нибудь вышел тоже одеваться, у нас начинается - бегаем и прыгает, забыла просто, что она собирается домой, мои замечания «перестань и одевайся» игнорирует, показывает всем - как она не слушается. Помогите, пожалуйста, что мне делать с ней, как себя вести. (Люба)

Ответ:

Здравствуйте, Люба! Спасибо за вопрос. Замечательно, что вы как мама беспокоитесь о своей семье, об отношениях, задаетесь вопросами! Это приятно!

Но первое, что хочется сказать, это то, что поведение ребенка - это отражение того, что он видит вокруг, и больше всего он "берет" от ближайшего окружения. Задумайтесь, понаблюдайте за собой. Рекомендую вопрос "что мне делать с ней", "как с ней бороться" пересмотреть, поставить его иначе - что вам сделать с собой и своим поведением, чтобы это повлияло на ваши с ней отношения.

Второе - обратиться к профессиональному психологу, чтобы он вам помог понять, где и в чем именно нужно поменять в ваших отношениях с дочерью. Рекомендую прочитать книгу (доктора психологических наук) Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" , где просто и понятно написаны важные вещи о наших отношениях.

В-третьих, - "нормально одевается", "сама собирала", при чем делала это сразу по первому замечанию.

Такое ощущение, что игра - это "развлечение", на которое ребенок зря тратит время и которое мешает Вам воспитывать ребенка и приучать к дисциплине. Игра - это ведущий тип деятельности развития ребенка в этом возрасте. Ребенок в этой игре "живет", проигрывая все то, что видит в отношениях, мире вокруг себя. Задайте себе вопрос: что произойдет, если вы дадите возможность поиграть определенное время дочери, пока она одевается домой? Что произойдет, если ребенок не соберет игрушки прямо сейчас? Где у ребенка его игровая зона? Есть ли у него пространство? Если есть, то, к примеру, можно договориться о том, чтобы игрушки были в этом пространстве в любом виде, главное, чтобы на другое пространство (другие комнаты) это не распространялось. С одной стороны, вы сохраняете порядок в доме, что важно для вас, с другой стороны, вы разрешаете ребенку решать свои задачи и потребности, без которых, кстати, его психическое и личностное развитие, затрудняется.

  • Разрешите ребенку быть самим собой ("неправильным", "активным", "грязным"..)
  • Если ребенок может, но не делает сам, делайте это вместе с ним, но обязательно в дружелюбном тоне, (например, игра "Кто быстрее соберет", "Кто быстрее увезет мишек в гости..", "Кто пригласит больше гостей к себе на чай" и т.д.)
  • Понаблюдайте за собой в течение двух-трех дней, постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к девочке с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). И вы, возможно, сами сделаете выводы.
  • Обратите внимание на свое письмо: в нем нет ни одного положительного высказывания о дочери; А Ведь ребенок (человек) не может быть всюду плохим, есть наверняка то, что она умеет делать хорошо. Обязательно хвалите ее за эти вещи. Понимаете, когда ты всюду плохой, тяжело пытаться быть другим. А в этом возрасте как раз закладывается самооценка. Самосознание еще развивается, ребенок не может еще в силу этого себя объективно оценить, сформулировать к себе четкое отношение, поэтому его самоотношение как раз и складывается из оценок и мнений окружающих касаемых его.
И, наконец, Люба, возникает главный вопрос, с какого момента Вам стала мешать Ваша дочь?..

Что должен уметь ребенок в 5 лет? В этом возрасте он хорошо владеет собственным телом и испытывает радость от движения. Как и прежде, активные, подвижные игры у него на первом месте. Но также пятилетнему малышу интересна познавательная деятельность, чтение вслух, рисование, лепка, обучение, общение со сверстниками.

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны. Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу. Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки - одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы. Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности - координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача - постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи - это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то - слуховая. Одни дети запоминают механически, другие - подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение - база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму. Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка - это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство - «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.